Начало пастырского служения
Страница 1

10 декабря 1855 года состоялось рукоположение Иоанна Сергиева во диакона, а через два дня во иерея. Молодой священник был направлен для постоянного служения в Андреевский собор в городе Кронштадте, на место своего покойного тестя протоиерея Константина Несвицкого. Началась самостоятельная, полная событий и переживаний пастырская деятельность. "Я поставил себе за правило сколько возможно искренне относиться к своему делу и строго следить за собой, за своей внутренней жизнью"[18]. Эти слова отца Иоанна характеризуют всю его жизнь, цели стремления, правила и принципы.

Почти ежедневно совершал отец Иоанн Божественную литургию в Андреевском соборе, где был штатным священником. "Есть люди, писал он, - для которых литургия - все на свете"[19]. И сам он как можно чаще старался совершать литургию, а в последние 35 лет своей жизни служил ежедневно, кроме тех дней, утро которых проводил в пути, или в которые был тяжело болен. Объяснял он это так: "Если бы мир не имел Пречистого Тела и Крови Господа, он не имел бы главного блага, блага истинной жизни - "Живота не имате в себе (Ин.6, 53), имел бы лишь призрак жизни"[20].

О живительном действии Святых Тайн отец Иоанн свидетельствует следующее: "Дивлюсь величию и животворности божественных Таин: старушка, харкавшая кровию и обессилевшая совершенно, ничего не евшая - от причастия Св. Таин, мною преподанных, в тот же день начала поправляться. Девушка, совсем умиравшая, после причастия Св. Таин, в тот же день начала поправляться, кушать, пить и говорить, между тем, как она была почти в беспамятстве, металась сильно и ничего не ела, не пила. Слава животворящим и страшным Твоим Тайнам, Господи!"[21]. Слушая наставления отца Иоанна, многие меняли свой образ жизни, приносили истинное покаяние в своих грехах и с радостью причащались Святых Таин из рук любвеобильного пастыря, получая при этом явные исцеления от многих недугов и болезней. Люди, убеждаясь на опыте в правоте слов отца Иоанна, тянулись к нему, сначала десятками, затем сотнями, а иногда в Кронштадтском Андреевском соборе собиралось более 5-6 тысяч молящихся. Ежегодно приезжало более 20 тысяч богомольцев. Позднее число паломников, бывших у отца Иоанна в Кронштадте, ежегодно достигало 80 тысяч человек. На одной первой неделе Великого поста их бывало до 10 тысяч человек.

Искренняя, простая, но полная твердой веры молитва отца Иоанна о всех тех, кто обращался к нему за помощью, исповедь и приобщение Святых Таин творили чудеса. Сам он вел строгую подвижническую жизнь и, по данной ему благодати, щедро наделял жаждущих от обильного источника: много тысяч душ он извлек из тины греха, многих спас от отчаяния, утешил, возвратил к честной трудовой жизни[22].

Отец Иоанн искренне любил свою паству. Для него не было чужих, каждый, кто приходил к нему за помощью, становился родным и близким. Личной жизни у него не было, но именно в отказе от своей личности для другого существа и перенесении на него личной жизни и заключается сущность пастырской любви.

Не имея физической возможности исповедовать каждого в отдельности отец Иоанн стал исповедовать всех вместе, и эта его общая, публичная исповедь была поразительна по своим результатам. "Простые по форме, но сильные по духу слова отца Иоанна трогали и буквально потрясали до глубины души богомольцев, которые, отвращаясь от своих грехов, вслух исповедовали их"[23].

Надо было видеть радостные лица возвращающихся из храма, чтобы понять, какую великую помощь оказывал отец Иоанн Приходящим к нему. Сам отец Иоанн так говорил по этому поводу. "Церковь есть наилучший небесный друг всякого искреннего христианина; священник должен быть носителем и выразителем ее духа любви ко всем мирянам. Церковь есть наилучшая, нежнейшая духовная мать наша; священник должен быть носителем и выразителем, повторяю, духа материнской любви ее к мирянам, почему и называется отцом, а их называют чадами"[24].

Кронштадтские жители часто видели своего пастыря, возвращающегося домой босым и без рясы. Не раз прихожане собора Св. Андрея приносили его матушке обувь, говоря ей: "Вот возьмите, твой-то отдал свою кому-то, придет босым". [25]

Это истинное христианское бескорыстие отца Иоанна и заботы его о бедных и нуждающихся часто ставили его в очень трудное положение. Раздавая все до последней копейки, и даже одежду и обувь, он обрекал на крайнюю нужду и себя, и жену. Близкие к отцу Иоанну лица утверждали, что, будучи человеком женатым он по взаимному согласию с супругой всю свою жизнь оставался девственником. Матушка Елизавета принимала участие в молитвах и благотворениях своего блаженного супруга, которого она никогда не называла иначе как "братом Иваном". Он же иногда напоминал ей о себе и о своем долге: "Я священник, я принадлежу другим, а не себе. Счастливых семей и без нас Лиза, достаточно, а мы должны посвятить себя на служение Богу!".

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Суд Божий. Вечность мучений и вечность блаженства
По воскресении Неплюев Н.Н. признает страшный Божий суд, после которого каждого ожидает определенный удел. Неплюев мыслит адские муки порочного сообщества, как логическое следствие их безрассудной жизни. Они сами устраивают себе ад, избирая свой путь без Бога. Замеча ...

Любимый ученик Четвёртого Евангелия
Евангелие от Иоанна содержит семь мест, которые упоминают любимого безымянного основателя Иоанновой Общины. Места эти следующие: 1. ( 1:35–40) Этот отрывок упоминает «другого ученика», который слушал Иоанна Предтечу и последовал за Иисусом вместе с Андреем, братом С ...