Ведовство
Все наблюдатели единогласно утверждают, что аборигены Австралии смертельно боятся порчи со стороны врага. Они склонны чуть ли не каждую болезнь, несчастный случай, смерть сородича приписывать вражескому колдовству. Даже если смерть произошла от очевидной причины (например, человека придавило деревом), они все равно считают, что настоящий виновник несчастья — какой-нибудь тайный враг. Поэтому у австралийцев был обычай после всякой смерти устраивать особые гадания, чтобы узнать, в какой стороне, в каком племени живет враг, околдовавший умершего. И тогда к этому племени посылался отряд мстителей, убивавший предполагаемого виновника или кого-то из его сородичей.
У австралийцев существовал характерный способ насылания порчи: надо было издали прицелиться в сторону намеченной жертвы особой заостренной косточкой или палочкой и произнести вредоносное заклинание или проклятие. Считалось, что от этого жертва должна была неминуемо погибнуть. Это так называемый инициальный (начинательный) тип магии, то есть такой, при котором начало действия (прицеливание) производится реально, а завершение его (полет оружия и поражение жертвы) предоставляется колдовской силе. Для пущей верности исполнитель обряда иногда подбрасывал своей жертве орудия колдовства (косточки или палочки), и человек, найдя их у себя, понимал, что против него совершили губительный обряд. Вера же в силу порчи была так сильна, что жертва порчи сразу теряла дух, впадала в апатию и вскоре умирала. Это еще более укрепляло веру в колдовство.
Впрочем, хотя австралийцы постоянно подозревали кого-нибудь в колдовстве, к обряду насылания порчи они прибегали очень редко: он был небезопасен для самих исполнителей, ибо уже одно подозрение в колдовстве навлекало на них неминуемую месть сородичей жертвы.
Очень характерно, что у австралийцев, по крайней мере в подавляющем большинстве племен, нет особых специалистов по вредоносной магии. Исключения чрезвычайно редки. Например, у юленгоров Арнгемовой земли есть особые колдуны — раггалк, специализирующиеся по этому виду магии; у племени алава — мулунгува, выполняющий одновременно обязанности своеобразного «палача» племени. У большинства же племен считалось, что порчу может наслать любой человек, чаще из враждебного племени. Несомненно, что именно межплеменная рознь в основном и порождала суеверную боязнь порчи и веру в ведовство. Они, в свою очередь, еще больше усиливали межплеменную рознь и взаимную вражду.
Другое по теме:
Шиизм в Иране
Считается, что сближение Шиизм с персидским национализмом произошло довольно рано и одной из причин этого явилась женитьба сына Али на дочери последнего сасанидского царя. Шиизм умеренного толка установился в Иране в качестве официальной государственной религии с дина ...
Рынки и продаваемые в нем продукты, в древнем Коринфе
Определив, что из себя представлял «рынок» (makellon
), о котором говорит Павел, и какая продукция там продавалась, станет возможным ответить на вопрос: что значит «все
, что продается на торгу (makellon
)»?
Джефрей Клоха говорит, что в греко-римском мире строения и ...