Авиценна: «доказательство первой причины»

Материалы » Анализ космологического аргумента существования Бога » Авиценна: «доказательство первой причины»

Вслед за Фараби мусульманский философ Авиценна выдвинул похожее космологическое доказательство, которое позднее развивали во многих формах схоласты. Это доказательство начинается с «возможных существ» Фараби, которые должны иметь причину для своего существования. Цепочка причин существования не может быть бесконечной, так как причина существования других существ должна существовать в то самое время, когда служит для них причиной. Через эту Первую причину существуют все остальные существа. Эта Первая причина должна быть Необходимым Существом. Причина всех возможных существ сама не может быть лишь возможным существом. Она должна быть Необходимым Существом.

Позаимствовав у неоплатонистов ряд тезисов и космологию десяти сфер, Авиценна дополнил свое доказательство, чтобы вывести, что эта необходимая Первая причина создает ряд ангелов или «разумений». Они управляют десятью космическими сферами. Авиценна рассуждал, что Необходимое Существо, которое по сути своей только одно, может создавать одновременно только одно следствие. Поскольку мышление есть созидание, и Бог с необходимостью мыслит, поскольку Он есть Необходимое Существо, должна существовать необходимая, исходящая от Бога, эманация десяти существ, именуемых «разумения», которые и делают всю остальную работу. Последнее из этих существ, которое называется «действующее разумение», формирует четыре элемента космоса и наставляет человеческий разум на всякую истину.

Итак, Бог у Авиценны является Необходимым Существом, от Которого с абсолютной необходимостью исходит, как эманация, множественная созидательная сила десяти богов. В отличие от христианского Бога, Который свободно творит и является прямой причиной существования всего, что существует, у Авиценны с необходимостью появляется цепочка богов, и уже эти боги создают все, что находится ниже.

Иудейский философ Моисей Маймонид (1135-1204) предвосхитил несколько позднейших христианских формулировок доказательства космологического типа. В его аргументации фигурировали указания на Перводвигатель, Первопричину и Необходимое Существо, как и в первых трех доказательствах Фомы Аквинского. Он утверждал, что ветхозаветное «Я ЕСМЬ» (Исх. 3:14) подразумевает «абсолютное существование» и что один только Бог существует абсолютно и с необходимостью. Все создания имеют существование только в качестве «случайности», добавленной к их сущности их Причиною[5].


Другое по теме:

Библейские пророчества, относящиеся к арабам и зарождению Османской империи
В книге Откровение 9: 1-10 мы читаем: 1. "Пятый ангел вострубил, и я увидел звезду, павшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладезя бездны". 2. "Она отворила кладезь бездны, и вышел дым из кладезя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и ...

Заповеди (Мицвот)
Получив Тору, евреи получили 613 заповедей. 248 из них являются утверждениями (то, что нужно делать) и 365 - запретами (запрещенные действия). В современном мире никто не соблюдает все заповеди. Сотни из них связаны с жертвоприношениями животных в Храме, чистотой и не ...