Заключение
Страница 1

Вертикальное космологическое доказательство основывается на той посылке, что в каждый данный момент нечто поддерживает существование Вселенной. Нечто не только явилось причиной начала бытия Вселенной (Быт. 1:1), но и является причиной продолжения ее бытия (ср. Кол. 1:17). Мироздание нуждается как в порождающей причине, так и в поддерживающей причине. Это доказательство дает ответ на один из самых фундаментальных вопросов: «Почему существует что-то (здесь и сейчас), хотя могло бы не существовать ничего?» В сокращенном виде это можно представить так:

1) Каждая часть мироздания зависима.

2) Если каждая часть зависима, то и мироздание в целом тоже должно быть зависимым.

3) Следовательно, в каждый данный момент все мироздание зависит в своем наличном бытии от некоего независимого Существа, трансцендентного ему.

В ответ критики заявляют, что вторая посылка представляет собой логическую ошибку композиции. То, что каждый кусочек мозаики представляет собой квадрат, само по себе еще не означает, что и мозаика в целом тоже будет квадратом. Далее, соединение двух треугольников не обязательно даст еще один треугольник; может получиться и квадрат. Целое может обладать (и иногда обладает) такими свойствами, которых нет у его частей.

Сторонники вертикальной формы космологического доказательства незамедлительно отвечают, что иногда между частями и целым наличествует необходимая связь. Например, если каждая плашка паркета сделана из дуба, то и весь паркет будет дубовым. Если пол на кухне выложен коричневой плиткой, то он будет коричневым. Причина этого состоит в том, что в самой сущности коричневых плиток заложено, что сколько их ни возьми, они все равно будут коричневыми. А соединение двух треугольников не обязательно даст еще один треугольник. Тем не менее соединение двух треугольников с необходимостью будет той или иной геометрической фигурой.

Точно так же, в самой сущности зависимых существ заложено, что, сколько бы вы их ни взяли, они все равно будут зависимыми существами. Коль скоро одно существо зависимо в своем существовании, то другое зависимое существо не с большим успехом может поддерживать его существование, чем один парашютист спасти другого, если ни один из их парашютов не раскроется.

Некоторые критики возражают, что целое больше своих частей. Хотя части зависимы, это не относится к мирозданию в целом. Однако сумма частей может быть либо равна целому, либо быть больше целого. Если мироздание в целом эквивалентно сумме своих частей, то целое должно быть зависимо, точно так же, как и части. Доказывается это так: если убрать все части, то и целое тоже исчезнет. Следовательно, оно тоже должно быть лишь возможным в своем существовании.

Если же, с другой стороны, мироздание в целом больше своих составных частей и не исчезнет при их уничтожении, то такое «целое» эквивалентно Богу. Ибо это есть беспричинное, независимое, вечное и Необходимое Существо, от Которого все мироздание зависит в своем существовании.

[1]Мортимер Дж.Адлер, Как думать о Боге (Нью-Йорк: Макмиллиан, 1980). С. 32.

[2]Мортимер Дж.Адлер, Как думать о Боге (Нью-Йорк: Макмиллиан, 1980). С. 35.

[3]Рой Пикок, Краткая история вечности, Кроссуэй, 1990. С. 69.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Основы буддизма. Теория взаимообусловленного существования
Существует спонтанный и всеобщий закон причинности, который обусловливает все явления духовного и материального мира. Этот закон (дхарма или дхамма) действует стихийно, без помощи сознательного руководителя. Согласно этому закону, возникновение одного частного явлени ...

Методические рекомендации для специалистов и руководителей по работе со студенческой молодёжью
В современных условиях, когда развитие религиозного (духовного) сознания студенческой молодёжи находится в стадии активного поиска духовной истины, специалисты, работающие со студентами должны: В первую очередь понимать, что молодое сознание находится как в поиске св ...