Проблема личности Мухаммеда. Социально-исторические корни раннего ИсламаСтраница 3
В советской литературе одно время велись споры по вопросу о том, интересы каких социальных группировок нашли выражение в первоначальном исламе. Существует так называемая бедуинская теория, согласно которой ислам явился идеологическим выражением борьбы бедуинов против городов Хиджаза. Ей противопоставляются другие концепции, авторы которых выдвигают либо торгово-купеческие элементы, либо формировавшийся класс крестьян в качестве основных носителей раннеисламского движения. Нам представляются эти теории односторонними.
И на самой ранней стадии развития ислама, и на последующих его ступенях в движении участвовали практически все слои населения Центральной Аравии, хотя массы бедуинов примкнули к нему, правда, несколько позже. Каждая из участвовавших в движении социальных группировок преследовала свои цели, но, для того чтобы все эти разнородные стремления могли получить общее направление, должны быть такие стимулы социального действия, которые в одинаковой мере были бы притягательны для всех групп участников. Они были найдены далеко не сразу, чем, видимо, и объясняется затяжной характер завоевания Мухаммедом признания среди своих соотечественников.
Процесс выдвижения таких социальных идей можно проследить, если расположить суры Корана в том порядке относительной хронологии, который выработали исследователи.
Другое по теме:
Влияние неверующих на мотивацию верующих
Анализ мотивации верующих, находящихся за пределами церкви, оказался бы неполным, если бы мы не выяснили, какое влияние на самоиденти-фикацию верующих оказывают неверующие, доля которых в обществе зна-чительна. Для решения этой задачи группе респондентов, считающих се ...
Позиция католической церкви
В 1964 году II Ватиканский Собор торжественно обнародовал Декрет об экуменизме «Unitatis redintegratio». Уже в самом вступлении документ утверждает, что «Христом Господом была основана одна и единая Церковь», что разделение противно воле Господа и что оно является «со ...

