Идея «праведности Божией».

Материалы » Доктрина оправдания верой М. Лютера » Идея «праведности Божией».

Изучая Псалтырь, значительное место в которой занимает идея праведности Божией, Лютер подробно рассматривал эту идею в своих лекциях. На этой стадии своего становления он понял, что праведность является беспристрастным Божественным свойством. Бог судит людей, рассматривая их дела, и не может проявлять ни снисходительности, ни предрасположенности. Каждый получает то, что он заслужил – ни больше, ни меньше.

Чем дальше, тем более сложной представлялась Лютеру эта теория. Что происходит с грешником, который сам не в состоянии вырваться из греха и выполнить Божественные требования? На этом этапе Лютер начинает понимать и принимать учение Августина, утверждавшего, что человек не имеет возможности самостоятельно, без Божественного вмешательства и милосердия заслужить себе спасение.

Важную роль сыграли в понимании этой идеи и субъективные религиозные переживания Лютера. Будучи монахом и исполняя все обеты, он не мог почувствовать Божье благоволение к нему. Постоянное чувство греховности, нераскаянности даже после исповеди и осознание невозможности удовлетворить условиям спасения привели к тому, что идея праведности Божией стала для Лютера не Благой Вестью, а постоянной угрозой. Обещание спасения было реальным, но условия спасения – невыполнимыми, впереди его ждали лишь наказание и смерть.

То есть можно утверждать, что проблема спасения человека стала для Лютера не только богословской и чисто академической проблемой, она приняла экзистенциональный, личностный характер.

Затем произошло нечто, что стало рождением новой идеи спасения, и что исследователи называют «Опытом, пережитым в башне». Об этом нам известно из более поздних воспоминаний Лютера, путаных и неточных, однако, что бы это ни было, оно вывело Лютера в первые ряды реформаторов.

Из «автобиографического фрагмента» Лютера мы видим, как меняется его понимание слов Писания «праведность Божия». И на это влияет переосмысление еще одного фрагмента Писания «праведный верою жив будет».

Отличие принципиальное. Если ранее Лютер был убежден, что для спасения грешнику необходимо выполнить невыполнимое условие, то теперь «новое» понимание идеи «праведности Божией» дает ему возможность утверждать, что Бог Сам выполнят Свое же условие спасения грешника. Точнее, Он дает грешнику то, что необходимо для его оправдания – праведность. Бог перестает быть для Лютера карающим судьей, но становится милостивым и милосердным, предоставляя грешнику то, чего сам бы тот никогда не достиг.

Среди исследователей Лютера существует единое мнение о том, что его богословие оправдания подверглось коренному переосмыслению где-то в 1515 г. Тот Лютер, который в октябре 1517 г. обнародовал свои Девяносто пять тезисов, уже обладал взглядами, которые он позднее положил в основу своей программы реформ.


Другое по теме:

Обычаи
Иудаизм как образ жизни нуждается в ритуале. Для евреев любой обряд напоминает о том, какое место Бог занимает в его жизни. Религиозная практика рассматривается как дисциплина, способствующая совершенствованию характера каждого, как форма наставления. ...

Иерархия ценностей по профессиям
А) В ходе анализа было обнаружено, что наиболее выразительные отличия от других групп фиксируются в группе независимых предпринимателей. Так в их иерархии распространенности ценностей место «свободы», «собственности», «процветания» и «достатка» выше, чем в иерархиях д ...