Природа оправдывающей веры.

Материалы » Доктрина оправдания верой М. Лютера » Природа оправдывающей веры.

Фундаментом всех богословских идей Реформации стало глубокое рассмотрение Лютером природы оправдывающей веры вообще, а в частности просто понятия веры. При этом он выделял три аспекта понятия «вера», каждый из которых впоследствии переняли и развили более поздние реформаторы.

1. Вера является личностной, а не чисто исторической категорией. Признание историчности Евангелия и личности Христа, даже признание того факта, что Он действительно Спаситель, но для других людей не является спасающей верой. Только принятие Христа как личного Спасителя – путь к спасению.

2. Вера касается доверия Божественным обещаниям. Понятие «доверия» и «уверенности» занимает значительное место в богословских взглядах Реформации. Здесь важен такой элемент веры, как полное и безоговорочное доверие обещаниям Бога оправдать тех, кто исповедует свои грехи. То есть на первое место здесь выходит не ценность исповеди, а ценность Божественного обещания оправдать всех тех, кто исповедуется. И, видимо, вопрос о искренности и полноте раскаяния у Лютера не возникает – имеет значение только факт.

3. Вера присоединяет верующих ко Христу. Согласно концепции Лютера, вера становится как бы мостиком, связующим грешника и Христа, при этом благодать, святость и праведность Христа становится достоянием грешника, а грехи и смерть человека принадлежать теперь Христу.

Таким образом, если в ранние годы Лютер рассматривал в качестве условия оправдания веру, выраженную в определенных человеческих действиях, то теперь он отводит человеку пассивную роль – «только верь, а Бог по своей милости Сам сделает все для твоего спасения». То есть, оправдание грешника основано на благодати Божией и получается через веру.

Многие критики сочли взгляды Лютера отрицающими всякую мораль и необходимость добрых дел. Однако можно говорить о том, что Лютер просто немного переиначил само восприятие и значение доброделания – из условия оправдания и спасения оно превратилось в следствие этого и в знак благодарности Богу за спасение.


Другое по теме:

Царствие Божие.
Западному христианству присуще понимание конечной цели жизни верующего человека - Царствия Божия как места, где христианин, искупленный Христом от наказания за свои грехи, получит от Бога после всеобщего воскресения возможность бесконечного блаженства. Право­славие не ...

Таинство Евхаристии
Как справедливо отмечает архиеп Василий (Кривошеин), значение прп. Симеона состоит в том, что именно он, может быть, первый из аскетических писателей, отводит Евхаристии главное место на пути к Богу, и в этом его разительное отличие от писателей-аскетов эпохи расцвета ...