Гонения церкви при СеверахСтраница 1
Климат терпимости и мирного сосуществования, установившийся во времена правления Коммода был неустойчив и удержался недолго. На периферии, особенно в районах, примыкающих к местам военных действий, репрессии по-прежнему оставляют существенный след.
Именно в одной из таких пограничных зон, в Египте, при возвращении из военного похода против парфян Септимий Север был вовлечен в начале 202 года в общие мероприятия против обращения в христианство, а так же и в иудаизм. В тексте декрета Севера, говорится: «Запрещено под страхом суровых наказаний обращаться в иудаизм и то же приказывают по отношению к христианству» (Спарциан). Обе религии, с точки зрения властей, еще представляются неразделяемыми.
Для церкви того времени, когда христианами «становились, а не рождались» это было весьма вредно.
Известны многочисленные случаи преследований в романской Африке, в Галлии, в Египте, где жестокий удар был нанесен александрийской церковной школе. Но сама география гонений свидетельствует об ограниченном применении эдикта. Именно в эти годы христианские общины сплачиваются, причем и экономически; и при Александре Севере, они впервые получили идеологическое, если не законодательное признание. Начиная с этого времени, реакция на христианство все более кажется продиктованной скорее военными и государственными соображениями, нежели религиозными: за вспышками гонений следовали новые периоды относительного спокойствия и облегчения жизни христиан.
Максимин Фракиец возобновил преследования в 235 г. под впечатлением натиска готских племен на Балканах и на Дунае. Они были направлены, прежде всего, против духовенства.
При Филиппе Арабе (244-129), который по преданиям был христианином, вернулись относительно спокойные для церкви времена. Цель властелинов, однако, была одна и та же, хоть во времена гонений, хоть в периоды спокойствия, - побудить верующих покончить с оппозицией и включиться в систему государства.
Запросам такого рода пытался ответить император Деций (249-251). Он пытался восстановить консервативный образ правления и веры. Текст его эдикта, обнародованного в конце 249 года или начале 150г. до нас не дошел, но из греко-египетских папирусов становится известно о его отношении к христианскому движению. Так, в установленные дни, главы семей, живших в городских и сельских центрах по всей территории империи, должны были представать перед специальными комиссиями, чтобы совершать акты почитания официального культа, принося жертвы изображениям богов и статуям императора. В случае отказа следовали арест уклоняющегося, пытка и по окончании расследования смертная казнь.
Другим же выдавалось удостоверение («книжечка»), которое подтверждало акт соблюдения культа и лояльности подданного.
Ясно, что подобная процедура на деле поражала в первую очередь христианские общины, отныне многочисленные и усложненные в социальном отношении. Так начались массовые репрессии, которые прекратились лишь через пятьдесят лет, при повороте, осуществленном Константином.
Эдикт Деция выявил, сопротивление, на которое была способна значительная часть клира и верующих, но так же, с другой стороны, и отступничество в достаточно больших масштабах, ставшее неизбежным в результате применения нового типа принуждения.
Верующих, которые заплатили за свою приверженность церкви жизнью, начали почитать особо. Сохранилась память о пошедшем на казнь римском эпископе Фабиане, в то время как его карфагенский коллега Киприан предпочел скрыться в подполье, чтобы продолжать руководить общиной, и за это подвергся нападкам со стороны некоторых христиан. Уцелевшие - вышли из тюрем, заслужив большое уважение.
Гонения во время правления Деция были самыми ужасными, хотя они и продолжались недолго. В 253 году, с приходом к власти императора Валериана репрессии вспыхнули с новой силой. Эти гонения необычны тем, что их инициатором был не император, а министр финансов , Макриан. Он являлся приверженцем одной египетской мистической религии и сильно завидовал росту популярности и влияния христианства. Первые репрессии всегда осуществлялись от имени государства, якобы для того, чтобы соблюсти древние традиции и оказать почести старым богам, хотя этот же человек, так же не был лоялен к старым богам. К тому же христианская церковь уже успела обзавестись собственностью, в том числе дорогостоящими зданиями для богослужений. Да и среди христиан было много богатых людей, чем Макриан, как министр финансов был недоволен, так как государственная казна была пуста. Поэтому ненависть к христианству у него сочеталась с финансовыми потребностями государства. Гонения позволили ему конфисковать собственность церкви и личное имущество христиан и за счет этого он облагодетельствовал свою религию.
Первый указ о гонении вышел в 257 году и запрещал христианское богослужение – первый раз, когда римляне запретили христианские службы. Далее указ запрещал христианам собираться в их центрах и обязывал их жертвовать римским богам.
Другое по теме:
Факторы, способствующие распространению колдовства и оккультизма
1. Всемирно-политическая нестабильность (угроза глобальной катастрофы, войны, природные катаклизмы).
2. Экономическая нестабильность (нищета, голод, расслоение на богатых и бедных).
3. Разрушенные браки и сексуальные извращения.
4. Излишек женщин (феминизм, женская ...
Идейные принципы дзен-буддизма
В Китае расцвет дзен-буддизма приходится на время правления династии Тан (618-907). В это время первоначально относительно однородное учение после шестого патриарха Хуэйнэна разделилось на "пять домов и семь школ", дробление которых продолжалось и в дальнейш ...