Бореальные соответствия
Предположение о семантической разнице форм *dieuo и *deiuo находит подтверждение при рассмотрении праформ «бореального» праязыка (т.е. языковой общности Евразии эпохи конца палеолита, из которой впоследствии выделились праиндоевропейская, прауральская и праалтайская языковые общности [7, 14]). Н.Д.Андреев приводит бореальную основу *DY - «День, дневной стороны, при дневном свете, всматриваться» и образованные от него путем основосложения праформы:
· DY-NY - «ясный день» (приводится как пример ст.-сл. дьнь), где *NY - «Водить, охранять, защищать…»;
· DY-XyW - «небо», «обитель дня» (приводится др.-гр. Zeus), где *XyW - «Возвращаться, домой, обитель, жилье (постоянное), жить, уютный, привычный, учить, овладевать…»;
· DY-WXw - «Громовержец» (приводятся хет. shiwanni, ав. dae:va-), где *WXw «Рана, разъяриться, израненный…»;
· DY-W - «божество» (приводится прус. deiws) (здесь вторая основа приведена не полностью - возможно, это WXy «Везти, возить, перекочевье…»).
Хотелось бы немного уточнить и прокомментировать эти модели. Форма DY-NY должна, по-видимому, означать «ясный обзор». Форма DY-XyW - все-таки, видимо, не «обитель дня», а искомый «Владыка дня» или «Хозяин света» (в дальнейшем- Зевс, Яхве и т.д.). Форма DY-WXw - все-таки, видимо, не «Громовержец» (это, как правило, другой бог), а «гроза», «акт между небом и землей», в дальнейшем - «жизнь» (см. прасл. живъ - «живой», др.-гр. zo:on - «животное»). Форма DY-WXy имела также, по-видимому, более первичное понятие «дорога дня», т.е. «небо», «небесный свод», а затем уже «божество».
По всей видимости, к этим праформам восходят также следующие имена богов и семантически близкие слова «ностратических» и других народов (здесь, как и выше, часть примеров была сгруппирована в [3, 9, 10], часть - выбрана автором самостоятельно):
· эстонский Таэва таат - «Небесный дед» (по всей видемости, заимствовано из иранского);
· дравидский бог-созидатель и разрушитель Шива (от бор. DY-XyW, т.е. все тот же Зевс, Яхве);
· этрусский Бог-громовержец и «Председатель Совета богов» Тин (от бор. DY-NY, либо заимствовано от прасл. дьнь или др.-инд. dina);
· урартийский Бог Солнца Shiwini (вероятно, заимствовано из хет. shiuni);
· тюркский и монгольский Великий Дух - Хозяин неба и Верховный бог, а затем и просто «бог» Тенгри (начальная часть от бор. DY-NY, либо заимствовано у индоевропейских племен; возможно также заимствование из китайского языка - см. далее); здесь, кстати, следует обратить внимание на такой же сдвиг понятий, как и у индоевропейцев: Хозяин неба (и одновременно персонификация неба) > Верховный бог > Бог > бог;
· корейский дух неба Чхонсин (начальная часть от бор. *DY-NY);
· хуннское ченхи - «небо» (от бор. DY-NY);
· удмуртский бог-демиург Инмар, а также ин(м) - «небо» (начальная часть от бор. DY-NY);
· эскимосский инуа - «дух» (начальная часть от бор. DY-NY);
· китайское тянь - «небо» (см. Тянь-Шань - «Небесные горы») (от бор. DY-NY);
· шумерское дингир - «небо» (начальная часть от бор. DY-NY, причем очень похоже на алтайского Тенгри).
Как видно из перечисленных примеров, корни этой праформы глубинные, выходящие даже за рамки ностратической надсемьи языков.
Другое по теме:
Священное Писание.
Для уяснения пути спасения, для Богопознания, для выстраивания всей своей жизни по Богу, Господь дал Свое откровенное учение. Это Священное Писание. В нашей Православной Церкви наивысший авторитет имеет Священное Писание. Святитель Феофан Затворник говорил, что Церков ...
Мифы о богах
В греческой мифологии проявляются представления людей о происхождении мира, причем прослеживается аналогия с другими древними религиями.
Прежде всего остального в мире существовал бесконечный Хаос. Это не была пустота - он содержал в себе истоки всех вещей, богов и л ...