История Вселенских Соборов

Материалы » Христианский плюрализм - его истоки » История Вселенских Соборов

Первые христианские общины вначале не имели никакой организации. Во главе их стояли старейшины и люди, обладающие проповедническим даром увлекать и вести за собой. Со временем ненависть простого народа к угнетателям остывает, они не ждут земного отмщения, но ждут кары небесной после их смерти. Тут уже выделяются старейшины: надзиратели (епископы) и специальные служители (дьяконы) - духовные лица, являвшиеся выходцами из состоятельных слоев и осуществляющие руководство жизнью христианской общины. Вырисовывается явная иерархия и способность старших быть посредниками между Богом и людьми. Но жажда власти и первенства среди высокопоставленных чинов привела к междоусобицам, раздорам и, впоследствии, к расколу Церкви на Западную и Восточную. Светская власть тоже посчитала своим долгом вмешиваться в религиозные дела, постепенно христианская церковь превращается в серьёзную политическую силу. Это произошло при Константине в первой половине IV века, он решил привлечь христианскую церковь на сторону власти, дал христианской церкви свободу, выпустив её из подполья, и за это был признан церковью равноапостольным.

В конце IV века уже были закрыты все языческие храмы.

Особенностью православия является его учение о соборности Церкви. В православном понимании соборность означает некое органическое единство Церкви, при котором любая поместная церковь (или отдельно верующий), внося что-то принципиально новое для христианского учения, тем самым исключает себя из церковного единства, становится на путь раскола.

Иисус Христос начал создавать свою Церковь с момента своего Воплощения. Избрание им учеников-апостолов и Тайная Вечеря, на которой они причастились к Телу и Крови Христовым, стали важнейшими этапами создания Церкви. Свою полноту Церковь приобрела в день Пятидесятницы, когда Святой Дух сошёл на апостолов, которые получили от Христа силу и власть сообщать дары Духа Святого всем уверовавшим в Спасителя. Поэтому этот день считается днём рождения Церкви.

Начиная с IV века христианская церковь периодически собирает высшее духовенство на так называемые Вселенские соборы. На этих соборах разрабатывалась и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила, определялись способы борьбы с ересями. Православие принимает решения только первых семи Вселенских соборов: Никейского

(325г.), Константинопольского(381г.), Эфесского

(431г.), Халкидонского

(451г.), II Константинопольского

(553г.), III Константинопольского

(680-681гг.) и II Никейского

(787г.).

Все эти соборы имели равные права и возможности.

Однако, с 7 века из-за внешних обстоятельств изменилось положение всех патриархов. Области Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская потерпели страшное разорение от арабов-мусульман и от варваров-ариан. Константинопольское патриаршество утратило много достоинства и силы от иконоборческой смуты и от гонения неверных императоров.

А область Римского патриарха в это время распространилась по всей Западной Европе, и власть пап повысилась. К началу IX века во всех Западных церквах папа считался уже верховным судьёй и главой Церкви. Однако Восток не признавал этого главенства. Папа всё время обвинял Восток в «неправильности» всех деяний и обрядов; начались лжетолкования с одной стороны и с другой.

Одним из формальных предлогов разделения церкви стал спор о филиокве – исхождении Святого Духа как от Бога-Отца, так и от Сына, на чем настаивала западная, католическая церковь. Восточная же, православная, церковь считает, что святой дух исходит лишь от Бога-Отца. Данное разногласие долгое время рассматривалось приверженцами католической и православной церквей как одно из главных и непримиримых.

Надо заметить, что западные отцы отличались от восточных подчас лишь тем, что делали акцент более на нравоучительной составляющей, нежели на глубоком богословском анализе.

За догматическими спорами о природе Христа явно скрывались сепаратистские устремления, широко бытовавшие в Восточной Римской империи, нежелание подчиняться всё более усиливающемуся влиянию римского патриарха, и скрытое до времени соперничество двух крупнейших центров христианской религии - Рима и Константинополя.

Так было положено начало разделения Римской Церкви с Восточной Православной. Разделение это прискорбно для всякого верующего христианина, и Православная Церковь молится о прекращении оного – «да будет в Церкви Христовой единое стадо и единый пастырь». Она твёрдо верит в единого наместника Церкви – Иисуса Христа, а не в то, что это – Римский папа.


Другое по теме:

Первобытные верования в эпоху партиархата
Патриархат (от греч. — отец) чаще всего понимается как «господство мужчин». В этнографии это период перехода от доклассового общества к классовому, характерный конституированием рода по отцовской линии родства при сохранении пережитков материнского рода (матриархата). ...

Общая характеристика религии китайцев
По существу, преобладающей среди народных масс религией Китая следует религии китайцев считать культ предков, тесно связанный с конфуцианским учением, санкционированный им. Он был до китайской революции 1911 г. государственным культом, но в основе своей всегда был и п ...