Причины разделения Церквей на Западную и Восточную

Материалы » Христианский плюрализм - его истоки » Причины разделения Церквей на Западную и Восточную

Для всех Церквей Востока и Запада первенство, признанное за Римской Церковью, проистекало, с одной стороны, из того, что она была Церковью бывшей столицы империи, а с другой — из того, что она была прославлена проповедью и мученичеством двух первоверховных апостолов Петра и Павла. Но это первенство отнюдь не означало, что Римская Церковь является резиденцией централизованного управления Вселенской Церковью.

Начиная со второй половины IV века, Римская Церковь и ее епископ требуют себе главенствующей власти, которая делала бы ее руководящим органом правления Вселенской Церковью. Согласно римской доктрине, это первенство основано на ясно выраженной воле Христа, который, по их мнению, наделил этой властью Петра, сказав ему: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф. 16, 18). Папа Римский считал себя уже не просто преемником Петра, признаваемого с тех пор первым епископом Рима, но и его викарием, в котором как бы продолжает жить первоверховный апостол и через него править Вселенской Церковью.

Собственно догматические, организационные и богослужебные различия никогда не были подлинными причинами церковных конфликтов и раскола между церквами, однако именно они неизменно выдвигались при каждом столкновении как идейные обоснования взаимных претензий. Настоящие причины противостояния лежали в социально-политической плоскости и заключались в различии путей развития стран Западной и Восточной Европы, борьбе за власть и влияние, а тем самым за доходы церкви.

В 11 веке произошёл окончательный раскол Церквей (1053-1054гг). Причиной того стали, главным образом, вероучительные факторы, касающиеся различных представлений о тайне Святой Троицы и о структуре Церкви. К ним добавились также расхождения в менее важных вопросах, относящихся к церковным обычаям и обрядам.

Шаг к борьбе в 1053г был сделан со стороны Константинопольской Церкви. Михаил Керуларий закрыл римские монастыри в Константинополе, а в Италию отправил послание, в котором изобличил некоторые отступления Западной Церкви от Восточной. В послании он заклинал западных священников и папу исправиться, и исправить народ Божий. В ответ Керуларию было тоже послано письмо, где Константинопольская Церковь была подвержена всякому порицанию и унижению. Рим выставлял себя по отношению к Константинополю, как отец к блудному сыну. Только Римский папа имеет все полномочия, потому что он – главный наместник Божий, и место ему было уготовлено высшими силами, и никто не смеет попрекать его власть. Лев говорит Керуларию, что он не только папа, но ещё и первосвященник, царь.

В видах уничижения Константинопольской Церкви, папа указывает, как много было еретиков в Восточной Церкви вообще, в частности на кафедре Константинополя. С особым гневом говорит папа как о еретиках, так и о тех Константинопольских патриархах, которые не были послушны папскому голосу, как хотелось того папам, и которые отвечали на притязания Рима с достоинством и осознанием правоты своих действий. Римский папа находит, что Константинопольская Церковь обязана Римской своим иерархическим возвышением.

Однако не столько эти обвинения, сколько необузданное, высокомерное и безрассудное поведение папских делегатов послужило поводом к печальной катастрофе, разделившей две Церкви до враждебности.

Таким образом, причиной раскола христианства было стремление высших иерархов западной и восточной церквей к расширению границ своего влияния. Это была борьба за власть. Обнаружились и другие расхождения в вероучении и культе, но они были скорее следствием взаимной борьбы церковных иерархов, чем причиной раскола христианства.


Другое по теме:

Распространение и внедрение христианства
Процесс распространения и внедрения в народные массы Сибири и Севера православного христианства составлял одну из важнейших сторон колониальной политики самодержавия. Христианизации населения этого региона политики придавали приоритетное значение как средству ассимиля ...

Обзор космологических доказательств нового времени. Лейбниц: «доказательство достаточного основания»
Самая значительная в эпоху нового времени форма космологического доказательства восходит к Готфриду Вильгельму Лейбницу (1646 - 1716), немецкому мыслителю-рационалисту. Его доказательство выглядит так[6]: 1) Весь (наблюдаемый) мир изменяется. 2) Все, что изменяется, ...