Новые верующие и старые церкви

Религия и молодежь » Новые верующие и старые церкви

Современные верующие отличаются от традиционных тем, что они не прилагают усилий для регулярного посещения церкви, плохо знают молитвы и церковное учение. Их вера поверхностна, несерьезна и номинальна. Даже если со временем некоторые из номинальных верующих перейдут в группу традиционных, это не повлечет изменений в религиозной ситуации, опре-деляемой специалистами как «триумф неопределенности»

Обращает на себя внимание следующее наблюдение: оказывается, неко-торые верующие в церковь вообще не ходят, а вот некоторые неверующие, напротив, ходят. Исследователи утверждают, что в смысле твердости убеждений большой разницы между «верующими», «неверующими», и «колеблющимися» нет. Все они одинаково безразличны к «абсолютным вопросам бытия». Но тогда любой россиянин может быть назван «новым верующим». Триумф неопределенности характеризует не мировоззрение россиян, а скорее понятия, используемые в данном исследовании.

Подобно другим, эти авторы выделяют среди всех верующих настолько малую группу «традиционно верующих», что называют ее «исчезающей» не только в процентном отношении, но и в буквальном, физическом. Доказав незначительность этой группы, можно заключить, что все остальные верую-щие являются нетрадиционными, т.е. новыми.

На самом деле ни церковное устройство, ни обряды, ни церковное учение со времен наших дедов и прадедов не изменилось. Более того, если в конце 1970-х гг в Москве было 39 церквей, то сегодня их около 400. и церкви не пустуют. Сюда приходит молодежь, здесь много молодых священников. Наряду с духовными академиями и семинариями новые учебные заведения, Свято-Тихоновский и Иоанно-Богословский институты готовят не только будущих священников и богословов, но и катехизаторов, иконописцев, регентов, православных экономистов, психологов, юристов (не только церковного, но и общего права) и даже журналистов. Церковь расширяет и обновляет свою инфраструктуру. Группа глубоко воцерковленных людей растет, становится более многочисленной. Так, по данным опросов Фонда «Общественное мнение» за 1992 и 2000 годы, верующие стали чаще ходить в церковь, и среди них на одну треть увеличилось число тех, кто молится не своими, а церковными молитвами. В исследованиях Фурмана Каариайнена группа традиционных верующих оказалась «исчезающе малой» потому, что авторы смешивают традиционную религиозность с воцерковленностью, а это допустимо только в малой религиозной группе, секте, но не в православии.

Ученые не учитывают типичную для народного православия способность сочетаться с «местными» религиозными традициями, позволившую россия-нам сохранить веру даже во время суровых гонений на церковь. В годы госу-дарственного атеизма традиционная религиозность не исчезла, а приняла более неофициальные, размытые формы. Сегодня происходит обратный про-цесс – восстановление церковной, централизованной религиозности на месте нецерковных, местных, обмирщенных выражений духовности и святости. Кроме того, индивидуальная религиозная жизнь тех, кто исповедует право-славие, меньше зависит от общих, институциональных критериев, чем в традиционных западных формах христианства.

В целом, противопоставление «новых верующих» и «старых церквей» искусственно. Есть современные верующие, которые придерживаются традиционного вероисповедания, и в большинстве своем они не глубоко воцерквлены. Но такие верующие еще не являются новыми – т.е. нетрадиционными, не соответствующими «старой» вере и «старым» церквам. Жесткое разграничение «старого» и «нового», «традиционного» и «современного» не дает представления о действительной включенности верующих в религиозную традицию.


Другое по теме:

Исторические аспекты взаимоотношений государства и церкви
Если говорить обобщённо, то следует выделить два главных подхода к объяснению происхождения государства. Первый из них из того, что государство является произведением искусственным, создающимся чьей-то волей, не детермированной материальными отношениями и факторами. Э ...

Сравнительный анализ христианского учения об обожении и его аналогов в нехристианских мистических учениях
Индийская мистика. Наиболее, пожалуй ярким примером такого рода мистицизма, является индийский мистицизм. Пантеизм нашел самое яркое выражение именно в индийских религиях, особенно в буддизме, где фактически отсутствует понятие Бога в привычном понимании. Поэтому цел ...