Основные течения в протестантизме

Материалы » История возникновения и развития христианства » Основные течения в протестантизме

Лютеранство

Это одно из главных христианских вероисповеданий, основанное Лютером. Главным пунктом богословской системы Лютера является учение о Святом Писании как единственном законном и вполне достаточном источнике вероучения, толковать которое имеет право каждый верующий по своему усмотрению, призвав на помощь через молитву Святого Духа (другие христианские вероучения признают эту функцию лишь за представителями церковной иерархии).

Основы вероучения лютеран были изложены Лютером в 1520 году в так называемом труде "Краткое изложение 10 заповедей веры и Господа Нашего". Церковь, по учению Лютера, есть незримое общество святых, оправданных и возрожденных.

Лютеранство отрицает церковную иерархию и таинство священства. Лютер учил, что все верующие христиане- священники, поэтому каждый христианин, как храм Божества имеет право на учительство и совершение таинств. По его мнению, над христианами нет начальников, кроме одного- Иисуса Христа. Из семи церковных таинств лютеране признают только два - крещение и причащение. Не признавая никаких посредников, кроме Христа, они отвергают поклонение святым, почитание святых мощей и икон. Теоретическим фундаментом лютеранской церкви являются Библия, а также "Аугсбургекое вероисповедание" (1530), "Книга согласия" (1580), катехизисы Лютера. Кроме того, лютеране исповедуют Апостольский и Никео-Константинопольский символы веры. Отбросив церковную иерархию, лютеране сохранили епископат и особый ритуал посвящения. Упразднив иконы, они сохранили одеяния духовенства, алтарь, распятие в храме.

Кальвинизм.

Данное направление в протестантизме получило свое название от фамилии лидера Реформации Жана Кальвина.

В период становления и усиления реформаторского движения в Европе (середина XVI в.) католическая церковь активно противодействовала ему, организовав сильную реакцию. Ввиду грозящей опасности, протестантам надо было объединить усилия реформаторов отдельных стран, охватить своей пропагандой весь Запад, четко определить церковные формы и сплотиться для борьбы. Выполнение этих задач возложил на себя француза Кальвин. Кальвинисты требовали от верующих безусловного и точного следования Библии, исключения внешних церковных символов из культовой практики. Развитие и становление новой христианской идеологии в противоборстве с католической реакцией отразилось на организационных формах церкви кальвинистов. В этих условиях старейшины получают сильный авторитет, отдельные общины сплетаются в союзы.

Кальвинисты наводят теорию сопротивления нечестивой и всякой тиранической власти и в то же время говорят о скрепленном Богом договоре между народом и королем.

Кальвинист ХVI-ХVII вв. представлял собой резкий тип человека, глубоко уверенного в правоте своего учения, враждебного соблазнам жизни и удовольствиям, внешне- простого, всегда с молитвой или благочестивой речью. Помимо Швейцарии, кальвинизм получил распространение в Германии (реформаторская церковь), Франции (гугеноты), Шотландии и Англии (пуритане), Польше и на территории нашей республики.

Характерные особенности кальвинизма, отличающие его от других христианских исповеданий:

Учение о безусловном предопределении судьбы человека

Ни вера, ни дела не могут изменить судьбу при жизни и после смерти, так как она определена божественной волей и является тайной.

Учение о причащении (евхаристия)

По которому хлеб и вино суть только видимые знаки, символы тела и крови Христа; а с другой стороны, признается, что верующий действительно приобщается к телу и крови Христа. В этом религиозном течении единственным источником вероучения считается Библия.


Другое по теме:

Возрождение примитивных религиозных форм и самосожжение
Можно сказать, что в 1666 году определенной крестьянской идеологии и крестьянского культа еще не было. Крестьянство так было убеждено в близости конца мира, что не задумывалось долго, не заботилось о культе и довольствовалось изображениями суда над никонианами, их му ...

Язычество древних славян
Язычество», как известно,— крайне неопределенный термин, возникший в церковной среде для обозначения всего нехристианского, дохристианского. Этим термином должны были покрываться самые разнородные и разного исторического уровня религиозные проявления: и мифы античног ...