Боги славян
Страница 1

Язычество славян » Боги славян

С переходом к земледелию многие мифы и религиозные представления охотничьей эпохи видоизменялись или забывались, жесткость древних обрядов смягчалась: жертвоприношение человека сменялось на жертвоприношение коня, а позднее чучела. Славянские боги земледельческой поры более светлы и добры к человеку. Первые, старейшие Боги и Богини

Род – Сущий, Единый, прародитель богов и творец мира, упомянут, например в поучениях против язычества «О вдохновении святаго духа», «Слове об Идолах». Возможно, как Стрибог, т.е. стрый (старый) бог-отец упомянут в «Слове о Полку Игореве» и русских летописях. Гельмольд сообщал: «Среди многообразных божеств, которым они посвящают поля, леса, горести и радости они (славяне) признают и единого бога, господствующего над ними в небесах, признают, что он всемогущий, заботится лишь о делах небесных, другие боги повинуются ему, выполняют возложенные на них обязанности, и что они от крови его происходят и каждый из них тем важнее, чем ближе он стоит к этому богу богов» Белобог или Свентовид (Svantevit) – явий («добрый») бог, бог плодородия, противостоящий Чернобогу, одна из сторон Рода. Свентовит, Святовит, Световик, Светич – бог Белого света, бог богов, верховный бог, бог-всадник, сражающийся с ночью. Упомянут в «Славянской хронике» Гельмольда, подробно описан у Саксона Грамматика в «Деянии данов». Белобог у славян соотносим с Аполлоном (Атремидом), а сопутствующая ему Рожаница – с Артемидой.

Чернобог или Велес – навий («злой») бог согласно «Славянской хронике» Гельмольда, обычно отождествляется с Черноголовом из «Книтлингасаги», имеет воинские функции. Петр Альбин в «Миснейской летописи» говорит: «славяне для того почитали Чернобога, как злое божество, что они воображали, будто всякое зло находится в его власти, и потому просили его о помиловании, они примиряли его, дабы в сей или загробной жизни не причинил он им вреда». Аль-Масуди дает описание святилища Черного бога (10 века) на черной горе: «…в нем (здании на черной горе) они (славяне) имели большого идола в образе человека или Сатурна, представленного в виде старика с кривой палкой в руке, которой он двигает кости мертвецов из могил. Под правой ногой находятся изображения разнородных муравьев, а под левой – пречерных воронов, черных крыльев и других…»

Триглав – высшее божество, согласно историку Эббону, у историка Герборда властвует над тремя мирами – небом, землей и подземным миром, причастен к гаданию посредством черного коня. Но многие полагают, что Триглав – бог чумы и войны. Также известен как Тройной Бог. Символ – змея, изогнутая в форме треугольника. Триглав появляется в виде трехголового человека, носящего золотую вуаль над каждым из его лиц. Его головы представляют небо, землю и более низкие области, и в борьбе он едет верхом на черной лошади.

Стрибог, Стрибо, Стриба – бог-отец, стрый, старый бог, дед ветров, упомянут в «Слове о Полку Игореве», в русских летописях, в пересказах. Вероятно, одно из имен Рода или сторона Рода, как отца богов. Его день – суббота. Не случайно, суббота – родительский день. В поздних источниках изображался в виде одной головы, приобретая хронические черты типа Вия-Вея.

Светулуша – богиня света согласно чешскому средневековому словарю «Mater Verborum», вероятно, женское воплощение белого бога Свентовита.

Макошь, Мокощ, Мокуша – богиня всей Судьбы, старшая из прях, богиня плодородия и связана с урожаем, имеет 12 годовых праздников, иногда изображена с рогами, упомянутая в русских летописях и многочисленных поучениях против язычества. Макоши поклонялись у родников, в качестве жертвы девушки кидали ей пряжу в колодцы.

Сытиврат или Сытъврат – бог плодородия, уподобленный в первоисточнике Сатурну, бог посева и семян. Коловорот света, бог, поворачивающий солнечное колесо на лето и возвращающий земле силу плодородия. Празднование его приходится на 17 декабря и совпадает с кроналиями или сатурналиями.

Несколько столетий одним из самых почитаемых на Руси был Дажьбог (Даждьбог) – бог солнечного света, тепла, времени созревания урожая, плодородия Бог лета и счастья. Также известен как – Щедрый бог. Символ – Солнечный диск. Даждьбог располагается в золотом дворце на земле вечного лета. Сидя на троне из золота и пурпура, он не боится теней, холода или несчастья. Даждьбог летает по небу в отделанной алмазами золотой колеснице, которую тянут дюжина белых лошадей с золотыми гривами, дышащими огнем. Даждьбог находится в браке с Месяцем. Красивая молодая девица появляется в начале лета, стареет с каждым днем и оставляет Даждьбога зимой. Говорят, что землетрясения – знак плохого настроения пары.

Богом Солнца был Хорс. Хорс, чьё имя означает «солнце», «круг», воплощал в себе движущееся по небу светило. Это очень древнее божество, не имевшее человеческого облика и представлявшееся просто золотым диском. С культом Хорса были связаны ритуальный весенний танец – хоровод (движение по кругу), обычай печь на Масленицу блины, напоминающие по форме солнечный диск, и катать зажжённые колеса, также символизировавшие светило.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Особенности вероучения, культа и философских воззрений индуизма. Особенности индуизма. Касты.
В силу особенностей своего исторического развития индуизм основывается на трёх религиях: ведической религии, брахманизме и собственно индуизме. Служители культа во всех трёх религиях призывали верующих молиться в основном одним и тем же богам. В ведической религии вер ...

Погребальный культ
Под этим термином принято обозначать совокупность религиозных обрядов, относящихся к умершим, и связанные с этими обрядами верования. Погребальный культ широко распространён, он занимает более или менее видное место во всех религиях, от самых примитивных до наиболее ...