Научно-философские взгляды Нового и Новейшего времени по вопросам религии как мировоззренческие аксиомы (конец XУШ-XX век). Концепции научного религиоведения (история, лингвистика, антропология и эт
Страница 2

Материалы » Научно-философские взгляды Нового и Новейшего времени по вопросам религии » Научно-философские взгляды Нового и Новейшего времени по вопросам религии как мировоззренческие аксиомы (конец XУШ-XX век). Концепции научного религиоведения (история, лингвистика, антропология и эт

К историческим исследованиям тесно примыкают работы в области антропологии и этнологии, интерес которых сосредоточился на проблеме происхождения религии. Отправными в этой области стали работы Э.Б. Тайлора (1832-1917).Он проследил эволюцию цивилизации от первобытного человека до человека, каким он предстал в европейских культурах. Тайлор видел источник религии в сознании и деятельности человека. Религиозные феномены для него - порождение естественного развития человека, а не сверхъестественного вмешательства или озарения. Сознание первобытного человека, который олицетворял вещи и события, Э. Тайлор считал началом всего последующего развития человечества. Значительный вклад в историю эволюции религиозного сознания внес Дж. Фрейзер (1854-1943). Собирая и подвергая анализу материал различных эпох, он руководствовался идеей эволюции и духовного единства человечества, которое заложено в общности религиозных взглядов и систем. В книге «Золотая ветвь» Фрейзер излагает свое представление эволюции древнейших форм религии. Его книга один из великих трудов Х1Х века в области исторического религиоведения.

Оригинальную концепцию представления о религии как безличной таинственной силы, в которую верили древние люди сформулировал С. Маретт (1866-1943). Опираясь на религию Меланезии, где по его описанию основным понятием является «мана» - некая исключительная, не-обычная, повсюду действующая таинственная сила, он сформулировал теорию преанимизма. Его идея о древнейших формах религии основана на понимании религии как «веры в некую силу», не имеющую конкретных форм выражения.

Таким образом, ведущие научные концепция Х1Х века окончательно утвердила мысль о том, что религия существует с тех пор как сформировался человек разумный и социальный, сформировав почву для новых научных и философских подходов.

Страницы: 1 2 


Другое по теме:

Ассирийская эпоха
В эпоху Ассирийской империи (VIII— VII вв. до н. э.) религиозная система Месопотамии изменилась мало. Ассирийцы не внесли почти ничего нового ни в экономический уклад, ни в культуру. Они лишь заимствовали у покоренного вавилонского населения его высокую культуру, пись ...

Зороастризм в контексте мировых религий
«Их религия была религией горных вершин, храмом служил им небесный свод, центром их жертвопри­ношений являлся огонь, взятый из обычного домаш­него очага…» Дж. Хиннелс Очевидно, что невозможно полностью раскрыть образ Заратуш­тры, не рассмотрев результат его деятельн ...