Зороастризм и маздеизм
Страница 2

Материалы » Зороастризм » Зороастризм и маздеизм

(Воху Мана – Вохуман, Бахман – покровитель домашнего скота и скотоводов и землепашцев); лучшая истина

(Аша Вахишта - Артвахишт- покровитель стихии огня, хранитель законов, праведности и морали); благочестие(Хшатра Вайрья – Шахревар - покровитель металлов и неба); целостност

ь (Спента Армайти – Спандармат – покровительница земли); благосостояние

, здоровье (Хаурватат - Аурват, Хордад– покровитель водной стихии); бессмертие(Амертат – покровитель растений). Сам Ахура-Мазда возглавлял божественную семерку в качестве святого духа. В числе творений Ангхро-Майнью были такие создания: Ака Мана (Акоман – злая мысль); Индра (Андар – по одной из версий предводитель дэвов); Шара (Сара, Шовар, Совар); Нахатья (Накахед, Накиаш); Тарви (голод); Заири (Зариг – голод); Митаохта (Митохт – дэв лжи и лживых мыслей) – прародитель Друджа(Драуга, авест. Друг) , первопричины всех грехов преступлений и зла; Айшма ( Эшм – буйство, ярость; вдохновитель грабежей, насилий, убийств, покровитель разбойных нападений кочевников).

Перенос акцента из сферы религии в сферу этики сопровождался настоятельной апелляцией пророка к человеку, стремлением не просто выдвинуть на передний план социальную проблему добра и зла, но соединить этику с космологией и придать упомянутой проблеме божественный, поистине космический смысл. В трактовке Зороастра сама этика была превращена в религию. Мир осмыслялся сквозь призму кардинальных этических категорий, за которыми явственно проглядывала личность самого пророка - человека, мощного духом, признанного вероучителя, одного из первых в истории харизматических лидеров. В этом смысле зороастризм как доктрина принадлежит к принципиально новому типу религий - к религиям основателя, пророка.

Суть зороастризма в самом общем виде, как уже говорилось, сводится к тому, что все сущее делится на два полярно противоположных лагеря - мир света и добра и царство тьмы и зла, между которыми идет непримиримая борьба, составляющая основу мирового процесса, как на земле, так и вне ее, в мире богов. Ахура-Мазде помогают в этой борьбе духи света и чистоты, истины и добра (хумата–хухта–хваршта – «добрые помыслы–добрые речи–добрые дела») , Ангхро-Майнью - силы зла (Ака Мана-Друдж-Айшма – злые мысли-ложь-преступления). И далеко не случайно древние маздеистские божества в зороастризме стали олицетворяться высокими понятиями справедливости, благочестия, благомыслия: Зороастр как бы обращался к Человеку с призывами помочь благородным небесным силам в их непримиримой борьбе, став с этой целью лучше, честнее, чище и, сосредоточив все свои старания и чаяния на том, чтобы одолеть мир зла, покончить со всякой нечистью. Далеко не случайно в гимнах Авесты люди призывались быть доброжелательными, умеренными в помыслах и страстях, готовыми жить в мире и дружбе, помогать ближнему. Восхвалялись честность и верность, осуждались воровство, злословие, преступление. При этом едва ли не основной идеей этической доктрины зороастризма был тезис о том, что истина и добро, равно как страдание и зло, зависят от самих людей, которые могут и должны быть активными творцами собственной судьбы.

Страницы: 1 2 


Другое по теме:

Евангельские заповеди о блаженствах
За́поведи блаже́нства — в христианском вероучении, заповеди, данные Спасителем в Нагорной проповеди, приведённые в Евангелии (Мф.5:3—12 и Лк.6:20—23) и дополняющие десять заповедей Закона Божьего. Десять заповедей закона ограничиваются тем, что запрещают де ...

Похороны
Подобно другим древним народам, ассирийцы шумно выражали свою скорбь. Как только человек умирал, члены его семьи начинали: раздирать на себе одежду царапать лицо и грудь посыпать голову пеплом покрывать голову прахом Покойников не мумифицировали, их обмывали, обл ...