Зороастризм и маздеизм
Страница 2

Материалы » Зороастризм » Зороастризм и маздеизм

(Воху Мана – Вохуман, Бахман – покровитель домашнего скота и скотоводов и землепашцев); лучшая истина

(Аша Вахишта - Артвахишт- покровитель стихии огня, хранитель законов, праведности и морали); благочестие(Хшатра Вайрья – Шахревар - покровитель металлов и неба); целостност

ь (Спента Армайти – Спандармат – покровительница земли); благосостояние

, здоровье (Хаурватат - Аурват, Хордад– покровитель водной стихии); бессмертие(Амертат – покровитель растений). Сам Ахура-Мазда возглавлял божественную семерку в качестве святого духа. В числе творений Ангхро-Майнью были такие создания: Ака Мана (Акоман – злая мысль); Индра (Андар – по одной из версий предводитель дэвов); Шара (Сара, Шовар, Совар); Нахатья (Накахед, Накиаш); Тарви (голод); Заири (Зариг – голод); Митаохта (Митохт – дэв лжи и лживых мыслей) – прародитель Друджа(Драуга, авест. Друг) , первопричины всех грехов преступлений и зла; Айшма ( Эшм – буйство, ярость; вдохновитель грабежей, насилий, убийств, покровитель разбойных нападений кочевников).

Перенос акцента из сферы религии в сферу этики сопровождался настоятельной апелляцией пророка к человеку, стремлением не просто выдвинуть на передний план социальную проблему добра и зла, но соединить этику с космологией и придать упомянутой проблеме божественный, поистине космический смысл. В трактовке Зороастра сама этика была превращена в религию. Мир осмыслялся сквозь призму кардинальных этических категорий, за которыми явственно проглядывала личность самого пророка - человека, мощного духом, признанного вероучителя, одного из первых в истории харизматических лидеров. В этом смысле зороастризм как доктрина принадлежит к принципиально новому типу религий - к религиям основателя, пророка.

Суть зороастризма в самом общем виде, как уже говорилось, сводится к тому, что все сущее делится на два полярно противоположных лагеря - мир света и добра и царство тьмы и зла, между которыми идет непримиримая борьба, составляющая основу мирового процесса, как на земле, так и вне ее, в мире богов. Ахура-Мазде помогают в этой борьбе духи света и чистоты, истины и добра (хумата–хухта–хваршта – «добрые помыслы–добрые речи–добрые дела») , Ангхро-Майнью - силы зла (Ака Мана-Друдж-Айшма – злые мысли-ложь-преступления). И далеко не случайно древние маздеистские божества в зороастризме стали олицетворяться высокими понятиями справедливости, благочестия, благомыслия: Зороастр как бы обращался к Человеку с призывами помочь благородным небесным силам в их непримиримой борьбе, став с этой целью лучше, честнее, чище и, сосредоточив все свои старания и чаяния на том, чтобы одолеть мир зла, покончить со всякой нечистью. Далеко не случайно в гимнах Авесты люди призывались быть доброжелательными, умеренными в помыслах и страстях, готовыми жить в мире и дружбе, помогать ближнему. Восхвалялись честность и верность, осуждались воровство, злословие, преступление. При этом едва ли не основной идеей этической доктрины зороастризма был тезис о том, что истина и добро, равно как страдание и зло, зависят от самих людей, которые могут и должны быть активными творцами собственной судьбы.

Страницы: 1 2 


Другое по теме:

Направление в раннем Исламе
Уже в первое столетие существования ислама в нем возник ряд сектантских направлений. В их числе было одно ответвление, которое по числу приверженцев и по влиянию на ход истории соответствующих народов соизмеримо с основной линией ислама - суннитской: имеется в виду ши ...

Святой Нектарий
Будущий сибирский святитель Нектарий (в миру Теляшин Николай Павлович) родился в Осташковской слободе в 1586 (или 1587) году в семье крестьянина. Родители его, принявшие монашеский постриг уже в преклонных годах, отличались благочестием. В том же духе воспитали они и ...