Древняя Индия

РИС. 3 Храм бога солнца Сурья в Конараке.

В ведийском пантеоне индийской мифологии относительно солнечного божества нет единого представления. Сначала его как самостоятельного божества не существовало – особенность религиозных и мифологических воззрений древнейшего населения Индии в том, что они сильно абстрагированы, размыты, распылены по всему окружающему миру. В древнейшем произведении индийской мифологии – «Ригведе» – сказано, что бог Варуна «создал себе золотое качание солнца, как качели» (VII, 87, 5), то есть солнце было продуктом творения, не претендующим еще на функцию творца. Вскоре его функцию начал выполнял бог огня Агни, который в одном из своих образов идентифицировался с небесным огнем – Солнцем. В соответствии с таким пониманием новой сущности Агни выстроилась и новая мифологическая концепция его рождения, согласно которой он родился в золотой колеснице, влекомой четырьмя красными конями и имеющей колеса, в которых спицами стояли семь ветров. В этом образе «огнем богатый», как он назван в одном религиозном мифе, Агни изображался сидящим на золотом диске или стоящим на нем, причем – внимание – у него за спиной, как будто прячась, находился ягненок. Древним солнечным божеством индийского эпоса называется Митра, божество, восходящее еще к арийскому периоду. Веды представляют Митру постоянным спутником верховного бога Варуны; Митра владычествует над днем и солнцем, а Варуна – над ночью. Нужно отметить, что вообще первоначальный солярный характер Митры значительно побледнел у индийцев сравнительно с иранцами, видевшими в Митре световое божество. Как бог солнца, Митра уступил свое место богу Сурье и принял более отвлеченный характер верховного блюстителя нравственного света –правды и добродетели. Непосредственно богами Солнца в индийской мифологии называется Сурья или Савитар, которые, подобно Гелиосу, ездят по небу на золотых колесницах, изображение колеса которых как отдельного элемента считалось символом бессмертия и вечной жизни.


Другое по теме:

Взгляды отца Иоанна Кронштадтского на таинства (по его духовно-литературному наследию)
"Когда идет дело о Таинствах Божиих, - говорит отец Иоанн, - не спрашивай внутренно: как это бывает? Ты не знаешь как Бог сотворил весь мир из ничего; не можешь да и не должен знать здесь, как что-либо Бог делает тайно! Тайна Божия тайной и должна для тебя остава ...

Основные черты еврейских праздников
Для еврейских праздников можно выделить следующие основные черты: 1. Прекращение, запрет работы. Разрешается, однако, готовить пищу (последнее не распространяется на Шаббат и Йом Киппур). 2. Предписание «веселиться» (кроме Йом Киппура и постов). В праздничные дни не ...