Тотемизм

Под этим термином принято понимать деление племени на группы, связанные родством по женской или мужской линии, кaждая из которых верит в своё таинственное родство с тем или иным классом материальных предметов – тотемом группы, чаще всего видом животных или растений. Связь с тотемом обычно проявляется в запрете убивать его и употреблять в пищу, в вере в происхождение группы от своего тотема, в магических обрядах воздействия на него и прочее. Тотемизм является одной из наиболее ранних стадий мифологического сознания. Он зародился во времена общинно-родового быта, когда в большинстве племён еще господствовал матриархат, в редких исключениях уже совершился переход к мужскому счёту родства, но примитивный общественный уклад сохранялся и в этих случаях.

Тотемизм является отражением раннеродовой организации людей. Первобытные охотничьи общины – это небольшие человеческие группы, в которых материальные производственные отношения принимают форму кровнородственных. Естественно, что этот единственный доступный первобытному сознанию тип отношений переносится и на внешнюю природу. Тесная, чисто материальная связь человеческой группы со своей территорией, с животными и растениями, обитающими на ней, осознаётся как кровнородственная связь. С представлениями о тотемическом предке было связано мифы о его героических подвигах и других проявлениях его божественной силы. Почитая свой тотем, племя чтило само себя. Чем обуславливается выбор тотема? Истоки поклонения тотемам лежат отнюдь не в их собственных сойствах, так как это по большей части не хищные, не опасные животные и птицы, насекомые или даже растения, многие из них притом не представляли для человека и практической ценности. Скорее всего, выбор тотема связан с географической локализацией группы и особенностями распространения на данной территории тех или иных животных и растений. [1]

Кроме выбора тотема встречаются различия, не связанные с географическими особенностями. Например, у многих австралийских племён обнаруживается обряд поедания тотемного животного, с целью перенять его качества или укрепить свою связь с тотемическим предком. А у африканских племён были распространены мифы о возможности союза женщин племени и тотемного животного и продолжения рода от него.

Сравнительно быстрое вырождение тотемизма связано с его консерватизмом. После складывания определённого духовного багажа племени, развитие его прекращается: священные мифы передаются слово в слово в течение многих поколений. Ум и энергия первобытного человека отвелекается от практической борьбы за выживание, от рациональности деятельности в сторону механического повторения ставших бессмыленными обрядов и заклинаний. Но тотемизм оказал влияние на большую часть других первобытных культов, и нашел прямое отражение в зооморфных мифологических системах ассирийской, шумерской, египетской и других цивилизаций. [2]


Другое по теме:

Богословско-теологический и научный подходы к вопросу генезиса религии
В решении проблемы происхождения религии можно вычленить два противоположных подхода: богословско-теологический и научный. Согласно богословско-теологическому подходу, человек был сотворен Богом и изначально находился с ним в полном единении, как выражается Библия, он ...

О первородном грехе
Рассмотрим более внимательно вопрос о так называемом первородном грехе. В христианских конфессиях принято считать, что Адам и Ева совершили грех, когда съели плоды от дерева познания добра и зла, нарушив тем самым запрет Господа Бога. Но был ли этот пресловутый запрет ...