Аграрный культ

Аграрный культ – комплекс обрядов и верований, связанных с земледельческими работами. Корни древнейших аграрных обрядов очень близки, почти тождественны с корнями охотничье-рыболовческих обрядов. Однако в дальнейшем развитии они связываются с иными общественными отношениями. Эти корни заключаются в таком же – если не большем - бессилии первобытного земледельца перед природой, как и бессилие первобытного охотника. Урожай всегда находится под угрозой, зависит от условий, неподвластных земледельцу: отсюда попытки помочь растительным процессам с помощью магических обрядов. [1]

Наиболее сложный и развитой вид получают земледельческие магические обряды в тех случаях, когда идея плодородия земли связывается с представлением о плодородии самого человека. Здесь аграрные обряды перекликаются с эротическими, но цель их не вызывает сомнений – обеспечение урожая. Иногда эти обряды принимали характер жертвоприношений: мужская и женская сила плодородия переносились на поля через умерщвление женщины или мужчины, которые чаще всего являлись пленниками. Некоторые племена кровью умерщвлённой жертвы окропляли земледельческие орудия или новые посевы.

У многих народов зарождаются олицетворённые образы духов, а позже – божеств-покровителей плодородия земли и садов. Эти духи подразделяются на «внутренних» - в почве, в самом растении, в плоде – и «внешних» - духи воздуха, дождя, погоды, солнца и других сил природы, влияющих на урожай. С этими олицетворениями духа растительности связан и древний широко распространённый миф об умирающем и воскресающем боге. Вполне правдоподобно предположение, что в основе древневосточных культов страждущих и воскресающих богов – Осириса, Таммуза, Адониса, фракийско-греческого Диониса – лежал архаический ритуал умерщвления человека с целью передать его производительную силу полям и садам. Этот элемент влился и в образ Иисуса Христа – образ сложный, но несомненно связанный с древневосточными богами плодородия. Отсюда благословение семян в церкви, моление о дожде, крестный ход против засухи или градопобития.

Как отражение замкнутости, внутренней солидарности сельской общины и земледельческого, консервативного по своему укладу хозяйства складывается особая форма религии, называемая земледельческой религией сельской общины. Это обычно культ божеств, так или иначе связанных с земледелием: культ покровителей плодородия, божеств грозы и дождя, земли духов растительности, почитание священных мест. Обрядность религии сельской общины тесно связана с сезонными земледельческими работами, со стремлением обеспечить урожай, с магией погоды. По своей форме эта религия замыкается в рамки местных общин, руководителями её обычно выступают деревенские старшины или общинные жрецы.


Другое по теме:

Святые
Святыми Неплюев Н.Н. называет всех истинных православных христиан, соответствующих вышеперечисленным характеристикам. Неплюев Н.Н. отмечает, что во времена апостольские, в христианских общинах сосуществовали друг другу лжехристиане и истинные христиане – они же святы ...

Каковы особенности культа буддизма?
В ходе развития буддизма сложился культ сложный культ почитания Будды. Который охватил все стороны жизни верующих, начиная с бытовых и кончая всеобщими праздниками, которые заняли видное место в общественной жизни. Большое значение приобретают круговые обходы ступ. С ...