Возникновение воскресных школ в России. XIX - нач. XXв.
Страница 2

Материалы » История возникновения православных воскресных школ » Возникновение воскресных школ в России. XIX - нач. XXв.

Светские частные школы начали повсеместно открываться с 70-х гг. XIX в. 22 марта 1870 г. состоялось официальное открытие школы X. Д. Алчевской в Харькове. Здесь были созда­ны первые программы преподава­ния в Воскресной школе, литературно-педагоги­ческие труды «Что читать народу» и «Кни­га взрослых». Среди наиболее известных светских Воскресных школ - 2 школы на Шлиссельбургском тракте близ С.Петербурга (от­крыты в 1883), которые посещали бо­лее 700 учеников. С середины 90-х гг. на­блюдался быстрый рост городских Воскресных школ, в том числе при заводах. Устраива­лись школы при тюрьмах, например школа Г. Е. Дубовенко при тюрьме в Боровске Калужской губернии (откры­та в 1894). При Министерстве народного просвещения в 1905 г., по неполным данным, состояли 782 Воскресные школы (не счи­тая воскресных и вечерних курсов для рабочих), в 1907-1909 гг. в С.-Петербурге, Москве, Н. Новгоро­де появились первые народные ве­черне-воскресные средние школы. Новые «Правила об уроках и курсах для взрослых» от 20 марта 1907 г., которым подчинялись в том числе светские Воскресные школы, предоставляли свободу в вы­боре программ обучения. В резуль­тате многие Воскресные школы стали превращаться в рабочие клубы, которые активно ис­пользовались антиправительствен­ными силами для революционной пропаганды.

Церковные Воскресные школы первоначально представляли собой народные чтения религиозно-нравственного характера. В дальнейшем, чтобы не отставать от светских школ, они стали включать общеобразовательные дисциплины: отечественную исто­рию, литературу, географию, законове­дение, природоведение. Святейший Синод разрабатывал для Воскресных школ спе­циальные программы, учебники, по­собия, составлялись библиотеки, принимались меры для повышения образовательного уровня учителей. 1 апреля 1902 г. принято положение «О церковных школах Ведомства православного исповедания». В документе Воскресные школы упоминаются среди начальных учебных заведений, они открыва­лись с разрешения епархиального училищного совета. Программа обу­чения была составлена в объеме курса одноклассных церковнопри­ходских школ по учебникам и руко­водствам, одобренным Святейшим Синодом (Закон Божий) и Министерством народного просвещения (остальные предметы), были разрешены руко­дельные классы. Церковные Воскресные школы могли учреждаться не только при приходах, но и при фабриках и за­водах. Школы содержались за счет «местных средств», в том числе пожертво­ваний. Их посещали и дети и взрос­лые, допускалось совместное обуче­ние мальчиков и девочек.

В начале XX в. число церковных Воскресных школ быстро сокращалось (в том числе из-за распространения революционных идей, попыток превратить занятия в митинги). В 1899 г. было зарегис­трировано 487 школ, в 1905 г.— 260, в 1907 г.— 182. Впрочем, сохра­нялись очень крупные церковные Воскресные школы, например, в С.-Петербурге: Иоанно-Предтеченская на Выборгской стороне (479 учащихся в 1907), при Воскресенской церкви Общества распро­странения религиозно-нравствен­ного просвещения в духе православной Церкви (384 учащихся).

После Октябрьской революции 1917 г. традиции светских Воскресных школ по­лучили развитие в школах ликви­дации неграмотности (с 1919), шко­лах рабочей и сельской молодежи (с 1943), вечерних школах (с 1958) и других Система церковных Воскресных школ пре­кратила существование.

Воскресные школы сохранились среди русских эми­грантов. Во Франции в 1920-1939гг. существовала сеть воскресно-четверговых школ, организованных при православных приходах, русских колониях, их деятельность координировал ко­митет, объединявший 65 Воскресных школ. Ос­новной целью обучения было сохра­нение духовных связей с Россией.

Возникновение и повсеместное распространение воскресных школ в России было вызвано самой жизненной необходимостью. Известно, что занятия, как в светских, так и в духовных учебных заведениях того времени, традиционно носили более образовательный, нежели воспитательный характер; что не могло способствовать гармоничному развитию личности. Именно это подвигло к поиску новых путей "распространения осмысленной грамотности". В воскресных школах применялись передовые методы обучения (наглядность, звуковой метод обучения грамоте и т.д.), использовались лучшие учебники – "Азбука" В.А.Золотова, "Букварь южнорусский" Т.Г.Шевченко; при этом значительное внимание уделялось воспитательной стороне учебного процесса. Показательной здесь является позиция Н.И. Пирогова, который формулировал свое видение российского образования как образования религиозно-нравственного содержания.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Четвертая ступень: ощущения + любовь
На этой ступени дисгармонии духа Неплюев Н.Н. предполагает любви первое место после властных ощущений и, таким образом, любовь проявляет себя более. Тем не менее, ее экзистенция не меняется она остается играть лишь рабскую роль по отношению к ощущениям: «…все же это л ...

Роль мифологии и героического эпоса в цивилизации Древней Месопотамии. Понятие и сущность шумерского мифа
«Одним из важнейших результатов археологических исследований в ,,библейских странах” — отмечает С.Н. Крамер, — были находки, проливающие новый яркий свет на первоосновы и происхождение самой Библии. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что этот литературный памятн ...