Возникновение воскресных школ в России. XIX - нач. XXв.
Страница 2

Материалы » История возникновения православных воскресных школ » Возникновение воскресных школ в России. XIX - нач. XXв.

Светские частные школы начали повсеместно открываться с 70-х гг. XIX в. 22 марта 1870 г. состоялось официальное открытие школы X. Д. Алчевской в Харькове. Здесь были созда­ны первые программы преподава­ния в Воскресной школе, литературно-педагоги­ческие труды «Что читать народу» и «Кни­га взрослых». Среди наиболее известных светских Воскресных школ - 2 школы на Шлиссельбургском тракте близ С.Петербурга (от­крыты в 1883), которые посещали бо­лее 700 учеников. С середины 90-х гг. на­блюдался быстрый рост городских Воскресных школ, в том числе при заводах. Устраива­лись школы при тюрьмах, например школа Г. Е. Дубовенко при тюрьме в Боровске Калужской губернии (откры­та в 1894). При Министерстве народного просвещения в 1905 г., по неполным данным, состояли 782 Воскресные школы (не счи­тая воскресных и вечерних курсов для рабочих), в 1907-1909 гг. в С.-Петербурге, Москве, Н. Новгоро­де появились первые народные ве­черне-воскресные средние школы. Новые «Правила об уроках и курсах для взрослых» от 20 марта 1907 г., которым подчинялись в том числе светские Воскресные школы, предоставляли свободу в вы­боре программ обучения. В резуль­тате многие Воскресные школы стали превращаться в рабочие клубы, которые активно ис­пользовались антиправительствен­ными силами для революционной пропаганды.

Церковные Воскресные школы первоначально представляли собой народные чтения религиозно-нравственного характера. В дальнейшем, чтобы не отставать от светских школ, они стали включать общеобразовательные дисциплины: отечественную исто­рию, литературу, географию, законове­дение, природоведение. Святейший Синод разрабатывал для Воскресных школ спе­циальные программы, учебники, по­собия, составлялись библиотеки, принимались меры для повышения образовательного уровня учителей. 1 апреля 1902 г. принято положение «О церковных школах Ведомства православного исповедания». В документе Воскресные школы упоминаются среди начальных учебных заведений, они открыва­лись с разрешения епархиального училищного совета. Программа обу­чения была составлена в объеме курса одноклассных церковнопри­ходских школ по учебникам и руко­водствам, одобренным Святейшим Синодом (Закон Божий) и Министерством народного просвещения (остальные предметы), были разрешены руко­дельные классы. Церковные Воскресные школы могли учреждаться не только при приходах, но и при фабриках и за­водах. Школы содержались за счет «местных средств», в том числе пожертво­ваний. Их посещали и дети и взрос­лые, допускалось совместное обуче­ние мальчиков и девочек.

В начале XX в. число церковных Воскресных школ быстро сокращалось (в том числе из-за распространения революционных идей, попыток превратить занятия в митинги). В 1899 г. было зарегис­трировано 487 школ, в 1905 г.— 260, в 1907 г.— 182. Впрочем, сохра­нялись очень крупные церковные Воскресные школы, например, в С.-Петербурге: Иоанно-Предтеченская на Выборгской стороне (479 учащихся в 1907), при Воскресенской церкви Общества распро­странения религиозно-нравствен­ного просвещения в духе православной Церкви (384 учащихся).

После Октябрьской революции 1917 г. традиции светских Воскресных школ по­лучили развитие в школах ликви­дации неграмотности (с 1919), шко­лах рабочей и сельской молодежи (с 1943), вечерних школах (с 1958) и других Система церковных Воскресных школ пре­кратила существование.

Воскресные школы сохранились среди русских эми­грантов. Во Франции в 1920-1939гг. существовала сеть воскресно-четверговых школ, организованных при православных приходах, русских колониях, их деятельность координировал ко­митет, объединявший 65 Воскресных школ. Ос­новной целью обучения было сохра­нение духовных связей с Россией.

Возникновение и повсеместное распространение воскресных школ в России было вызвано самой жизненной необходимостью. Известно, что занятия, как в светских, так и в духовных учебных заведениях того времени, традиционно носили более образовательный, нежели воспитательный характер; что не могло способствовать гармоничному развитию личности. Именно это подвигло к поиску новых путей "распространения осмысленной грамотности". В воскресных школах применялись передовые методы обучения (наглядность, звуковой метод обучения грамоте и т.д.), использовались лучшие учебники – "Азбука" В.А.Золотова, "Букварь южнорусский" Т.Г.Шевченко; при этом значительное внимание уделялось воспитательной стороне учебного процесса. Показательной здесь является позиция Н.И. Пирогова, который формулировал свое видение российского образования как образования религиозно-нравственного содержания.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Диалектика религии
Диалектика – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления, основанного на этом методах познания и преобразования природы. В более общем смысле можно сказать, что диалектика – наука о противоположном в вещах. В соответствии с аксиомой этой н ...

Духовная жизнь.
Духовная жизнь в православии понимается как жизнь богоподобная ибо “Бог есть дух, и по­клоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине” По новозаветному Откровению самым существенным свойством Бога является любовь, она же составляет и все существо духовной жизни. А ...