Идолопоклонство
Страница 3

Материалы » Идолопоклонство » Идолопоклонство

Захватив в 63 году до Р. Х. Иерусалим, римский полководец Гней Помпей потребовал, чтобы ему показали святое святых Иерусалимского храма. Он надеялся увидеть изображение иудейского Бога, Которого, как он думал, иудеи скрывают. Помпей ничего не нашел – изображения Бога не было. Воин, очистивший Средиземное море от пиратов всего за сорок дней, покоритель Рима, Армении, Понта, Вифинии и Иерусалима, был разочарован и разгневан. Он мог увести в Рим пленных иудеев, но не смог завладеть их Богом, чтобы присоединить Его к римскому пантеону.

У человека того времени отсутствие изображения Бога не могло не вызвать шока. Как в религиозной культуре маленького народа возникло это чудо? За двенадцать веков до Помпея Бог заключил завет с народом, который Он вывел из египетского рабства. Условием завета было строгое соблюдение десяти заповедей, среди которых была и заповедь «Не сотвори себе кумира». Запрет препятствовал умалению человеком величия Бога, ведь любое изображение формировало ложное или ограниченное представления о Нем. Такие представления опасны для человека, поскольку и сам он, и его взаимоотношения с Абсолютом развиваются в рамках его представлений о Нем. Связывая в своем сознании непостижимый Абсолют с предметом или явлением, человек тем самым «не позволяет» Богу открыться ему или действовать иным образом. Осознанно или нет, но поклонник уподобляется предмету своего поклонения. На протяжении ветхозаветной истории Израиль не раз пытался представить Бога в виде человеческого существа или животного, как это было принято у окружающих народов. Понадобились века, чтобы он оставил эти попытки. Обличая современников за их представления о Боге, пророк Иеремия обращает к ним вопрос Господа: «Разве Я – Бог только вблизи, а не Бог и вдали?»[1] Бог объемлет все. Он близок, имманентен, вовлечен в личную жизнь человека до такой степени, что, по образному определению Христа, все волосы у людей на голове сочтены. В то же время Он превознесен выше всего тварного – Безначальный, Непостижимый и Святой. Благодаря влиянию монотеистических религий сегодня в большинстве стран мира не принято поклоняться изображению Бога. Но это не упразднило саму практику идолопоклонства. Кумиром, ложной манифестацией Бога, могут быть не только изделия из камня, дерева или металла, но также логические построения, словесные формулы, претендующие на исчерпывающую полноту в описании Бога. Идолопоклонством становится и служение воображаемому образу Бога, и почитание конкретного человека, приписывание ему божественных качеств. Пристальное внимание молодежи к «кумирам» тоже часто граничит с религиозным поклонением. Кумиротворение неизбежно тогда, когда человек утрачивает способность ясно осознавать, что абсолютным является лишь Бог, остальное может только указывать на Создателя, но никогда полностью не отображает Его.

Рассуждая об этом, апостол Павел в своем Послании к Римлянам объясняет причину идолопоклонства. Познанию Бога и общению с Ним препятствует не то, что Он не явлен в видимом. К идолопоклонству[2] приводит неготовность человека признать абсолютность Его сущности[3] и вступить с Ним в отношения на Его условиях. На первичном уровне идол – это те наши ложные или ограниченные представления о Боге, которые мы сами создаем (внутри или вне себя), если боимся или не хотим встретиться лицом к лицу с Богом в истинном Его могуществе и святости. Идолопоклонство – это эгоистическая версия богопознания, которая проистекает из естественной нужды человека в Боге, душа его мается в поисках «утраченного рая». Но человек, не желающий признать свою греховность и не стремящийся соответствовать замыслу Единого Святого Бога о нем, подвергается обольщению, увлекаясь в лабиринты своего испорченного ума и опыта. Этот путь обрекает человека на утрату достоинства и духовное увядание. Человек не может убрать Бога из своей жизни, но вполне способен заменить Его кумиром. Предмет, ставший кумиром, может быть и хорошим, и незаменимым в другом его качестве, но едва лишь человек возложит на него надежды, которые способен оправдать лишь Бог, предмет этот превращается в коварного идола.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Праздники и обряды древних славян
Ритуальную составляющую славянского язычества было бы уместно разделить на две сферы. Первая из них – это ритуалы общинного, народного значения, к которым относятся календарные праздники, связанные с аграрным культом, и праздники в честь богов. Вторая – это ритуалы и ...

Формы первобытных верований: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия, табу
К ранним формам религии принято относить фетишизм, тотемизм, магию и анимизм. По-видимому, одной из самых ранних форм религии был фетишизм — почитание различных объектов действительности, которым люди приписывали сверхъестественные свойства, способность исцелять, пред ...