Причина ангельского падения

Согласно православной богословской традиции, «ангелы – есть природа разумная и одаренная умом, обладающая свободной волей, изменчивая по желанию, то есть, добровольно изменчивая. Ибо все, что создано, и изменчиво; неизменно же – одно только то, что – несотворенно. И все разумное одарено свободной волей. И так, Ангел, как природа, одаренная разумом и умная, обладает свободной волей; а как – созданная, и умная, обладает свободной волей; а как – созданная, изменчивая, имея власть и оставаться, и преуспевать в добре, и изменяться в худшую сторону»[110].

По мнению св.Иоанна Дамаскина, ангелу, который стоял во главе земли родившемуся от Бога не злым, но совершеннейшим добрым существом со свободной волей возгордился по самовластному произволению, видя свое могущество и славу. Он воспротивился Творцу и отпал от Него: «Из этих ангельских сил тот Ангел, который стоял во главе земного чина и которому со стороны Бога была вверена охрана земли, – не родившись злым по природе, но быв добрым и произойдя для благой цели, и совершенно не получив в себя самого со стороны Творца и следа порочности, – не перенесши как света, так и чести, которую ему даровал Творец, по самовластному произволению изменился из того, что – согласно с природой, в то, что – против природы, и возгордился против сотворившего Его Бога, восхотев воспротивиться Ему; и первый, отпав от блага, очутился во зле. Ибо зло и не есть что либо другое, кроме лишения блага, подобно тому как и тьма – лишение света… Но вместе было увлечено и последовало за ним, и вместе пало бесконечное множество стоявших под его властью Ангелов. И так, будучи одной и той же природы с Ангелами, они сделались злыми, добровольно отклонив расположение сердца от блага ко злу»[111].

Подобно св.Иоанну Дамаскину Николай Николаевич Неплюев причину падения некоторых ангелов видит в том, что они возгордились собственными возможностями разума и свободы, поставив эти свойства выше любви: «Не все ангелы устояли в добре, некоторые из них возгордились разумом и свободою, поставив их выше любви, выше любовного единомыслия и единодушия с любвеобильным Творцом. Гармония духа была нарушена, нарушено единодушие с высшею любовью, нарушено единомыслие с высшим разумом»[112].

По Неплюеву Н.Н. у падшего творения есть возможность возвращения к Богу и Его прощения, через сознательное подчинение собственного разума и всего своего существа божественной любви: «Насилие до того противно духу Божьему, что никогда Господь не насилует даже и на добро. И Он предоставил духам заблудшим жить вдали от Него и верных созданий Его, пока не сознают вечную правду святой воли Его, пока не будут алчущими и жаждущими любви Его и добровольно, сознательно, радостно не подчинят и разум, и свободу любви.

Только сознательно и свободно любящие достойны любви Божьей, позволяют Ему любить себя и таким образом осуществить то высшее благо, для которого они созданы»[113]. Данная мысль Неплюева Н.Н. расходится с мнением св.Иоанна Дамаскина, выражавшему общую святоотеческую мысль о невозможности возвращения демонов в Царство божественной славы и их покаянии: «… посему диаволу и его демонам, также и последователям его уготован огонь неугасимый и наказание вечное.

Должно же знать, что чем именно служит для людей смерть, этим для Ангелов служит падение. Ибо после падения для них невозможно покаяние, подобно тому как и для людей оно невозможно после смерти»[114].

Таким образом, отметим, что в данном вопросе мысль Неплюева Н.Н. не согласуется со святоотеческим преданием, и его мысль о возможном покаянии демонов остается его частным богословским мнением.


Другое по теме: