Творение видимого мира

В Священном Писании учение о происхождении мира вещественного содержится в истории мироздания, которой начинается бытописание Моисеево (Быт.1). Соответственно Неплюев Н.Н. признает, что Господь Творец всего видимого мира. Творит мир из ничего и таким образом «все сущее – это осуществляющаяся мыль Его»[115].

Св.Иоанн Дамаскин повествует: «Сам Бог наш, прославляемый в Троице и Единице, сотворил небо и землю, и вся, яже в них, приводя из не сущего в бытие все без изъятия: одно – из вещества, которого прежде не существовало, как например, небо, землю, воздух, огонь, воду; другое же – из этих, происшедших от Него элементов, как например, животных, растения, семена. Ибо это по повелению Творца произошло из земли и воды, и воздуха, и огня»[116]. Далее св.Иоанн Дамаскин характеризует эти четыре стихии, входящие в состав видимого бытия.

Неплюев Н.Н., как было сказано выше признает Творца всего видимого и невидимого, но не характеризует элементы творения, а стремиться лишь указать на высшую совершеннейшую Любовь, создавшей небо и землю. В частности в вопросе о творении видимого мира, Неплюев Н.Н. стремиться более указать на природу Бога, Который есть Любовь, нежели на природу мира. Это можно объяснить тем, что своей неустанной проповедью о Всемогущем Боге-Любви, Неплюев Н.Н. стремиться пробудить веру, надежду и любовь в заблудших духом людях. Неплюев Н.Н., как для падших ангелов, так и для падшего человечества обнаруживает возможность возвращения к Богу в изначальное состояние Славы и блаженства небесного. Неплюев Н.Н. изначально прекрасное творение сравнивает с совершеннейшей мудростью Творца. Все сущее, как воплощение Его мудрости: «Все творение было прекрасно; и материя, и свойства ее, и силы природы, и законы их взаимодействия – все это было совершенно, как совершенная мудрость Творца, в них воплотившаяся. Господь царствовал и все направлял к общему благу, подчиняя закону любви все разумные законы жизни мира»[117].

Повторяя святителя Василия Великого («Шестоднев»), Неплюев Н.Н. говорит, что дни творения – это шесть эпох. Вот как он объясняет свои утверждения: «Откровение говорит о шести эпохах творения; эпохи эти названы днями. Что под словом день разумеется эпоха, заключающая в себе неопределенное пространство времени, ясно из того, что до четвертого дня, когда появилось солнце на небе, не могло и быть той смены дня и ночи, которую мы называем днем в настоящее время, и из того еще, что в 4-ом стихе 2-ой главы книги «Бытие» словом день назван весь период творения»[118].

Замечает Неплюев Н.Н. и то что в еврейском подлиннике употребляется два глагола: бара (творить) и асан (развивать). Упоминает он и о том, что глагол бара употреблен только три раза: при творении материи, при творении органического мира и при творении души человека. Во всех остальных случаях употребляется глагол асан, подтверждающий теорию развития[119].

И действительно известно каждому исследователю-библеисту, что существуют косвенные указания Свщ.Писания на сотворение мира из ничего. В Бытие (1:1) сказано, что Бог сотворил небо и землю. Здесь употребляется еврейский глагол бара. В еврейском языке для выражения идеи творения используются два слова: асан, которое означает «создавать из подручного материала», и слово бара, которое может иметь два значения: во-первых, значение сотворения из ничего, создание чего-то совершенно нового, ранее не существовавшего; во-вторых, значение творения из какого-то подручного материала. Но поскольку сказано, что земля была безвидна и пуста, и потом уже из этой неоформленной материи Бог в течении шести дней создавал мир, то следует признать, что в Бытие 1:1 этот глагол употреблен именно в значении творения из ничего. Кроме того, Священное Писание нигде не говорит о совечности мира и Бога. Само наименование вечный в Священном Писании прилагается только к Самому Божеству или к божественным свойствам, но никогда не прилагается к тому, что принадлежит миру сотворенному[120].

Таким образом, и в данном вопросе о творении видимого мира, Неплюев Н.Н. придерживается православной богословской традиции.


Другое по теме:

Промысл Божий
Несмотря на то, что в данном вопросе мы встретимся с внутренней противоречивостью мысли Неплюева Н.Н., тем не менее его нельзя назвать деистом[176]. Он не отвергает общее святоотеческое мнение о том, что сотворивший мир Бог не устраняется от творения, но имеет постоян ...

Проблема
Глядя на социальный состав поместных церквей ЕХБ, можно задать несколько вопросов: «Почему у нас численно преобладают женщины преклонного возраста? Почему мало молодежи? Почему мало лиц с высшим образованием и «новых русских»? Что служит основой такой диспропорции? Ес ...