Экклезиология
Страница 2

Если для свщм.Илариона было важно отстаивать вечные и незыблемые истины Православия – церковные догматы, без которых невозможно было бы правильное устроение духовной жизни и проповедовать то, что без Церкви нет спасения, то для Неплюева Н.Н. важно было не только понять, как сохранить многострадальное и уязвимое в новом экономическом времени христианство, но и сотворить достойные плоды любви на благо Русской Православной Церкви и всего земного Отечества.

Неплюев Н.Н. замечает, что в мире лежащем во зле, осуществить дело Божье, а именно сохранить Церковь Христову, возможно лишь при условии его стройной организации: «В осложненной жизни земной всякое дело требует стройной внешней организации. Требует ее и дело Божье, насколько оно совершается в недрах экономии мира земного»[204]. Именно, поэтому дело воинствующей церкви, встречается с постоянными проблемами из-за конфликта совместимости и первенства внешнего и внутреннего: «Всякая внешняя организация предполагает возможность разлада между духом животворящим и буквою мертвящею формы»[205]. Однако для Неплюева очевидно то, что со временем Господь, таким образом, очищает воинствующую церковь от ненужного и негодного. Божье дело сосуществует с ненужным и негодным до определенного момента, для того, чтобы резкое вмешательство Бога не навредило доброму, чтобы в итоге еще более обличить зло, замешенное в делах человеческих. Эту мысль Неплюев Н.Н. утверждает на евангельской притче о пшенице и плевелах: «Если нива Господня имеет протяжение, занимает известное пространство земли, на пространстве этом среди пшеницы может враг посеять и плевелы. Придет время жатвы, Господь отвергнет плевелы; но до жатвы Он не велел вырывать, плевелы, чтобы не причинять зла и пшенице; в глазах людей до жатвы и плевелы растут на ниве Господней, составляют Его достояние.

Так было сначала, так есть в настоящее время, так будет до жатвы страшного суда»[206]. Так Неплюев Н.Н. вспоминает и верных апостолов Божьих, в числе которых до определенного момента присутствовал Иуда-предатель. Неплюев Н.Н. говорит, что во все времена в обществе и даже иерархии христиан присутствуют антихристы, которые будут обличены в день Божьей жатвы: «Между апостолами нашелся Иуда-предатель, в общинах первых христиан были люди, которых апостол называет антихристами, и в настоящее время есть на всех ступенях иерархии христианского общества, будут таковые и во всяких христианских общинах и братствах, пока не придет Царство Божье с соблюдением, ибо Царство Божье внутри нас есть»[207].

Неплюев Н.Н. говорит, что внешняя стройная организация дел Божьих в мире людей должна иметь место, несмотря на возможность разлада между духом животворящим и буквою мертвящею формы[208]. Главное чтобы живительная сила добра не была заглушена мертвящим течением современного ей общества: «Из этого (из сосуществования добра со злом) не следует, что истинные члены Царства Божьего не должны были стройно организовать добро в жизни; напротив, они должны ревниво оберегать ниву Господню от врагов, сеющих плевелы, и распахивать все новые и новые нивы, не довольствуясь старою организацией, когда на прежней ниве дело дошло до того, что разросшиеся плевелы начинают заглушать пшеницу Господню»[209].

Неплюев Н.Н. признает еще одну миссию воинствующей церкви – это проповедь евангельской любви всему человечеству. Но проповедь эта будет иметь добрые плоды лишь в том случае, если она, как естественное сердечное желание будет изливаться из уст проповедников и их дел.

Однако не только ни благочестиво, ни смиренно, но и богословски не верно утверждать христианину о том, что в деле распространения веры Христовой, рядовой верующий может преуспеть более, чем ее Основатель: «Более Христа ни в деле спасения человечества, ни в деле Откровения Божьего, ни в деле примера святости сделать никто не может. Но сделать более Его в деле распространения Его учения, в деле стройной организации жизни грядущих поколений не только могут, но и должны верующие, потому что Христос ушел от нас к Отцу Небесному, послал нам утешителя, духа истины, который научает нас всему и напоминает нам все, который через нас, по мере возрастания древа Царства Божьего и вскисания закваски его, в немощах наших творит все большее и большее, по мере того как становиться возможным сделать без насилия то, что современники Христа Спасителя без насилия над ними вместить еще не могли»[210].

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Тип пространства
Космос («свое») Граница Хаос («чужое») В мифе О Персее. Сериф; Аргос Тиринф. Расстояние Гесперия (земля Атланта); логово Медузы. В фильме «Матрица» Корабль – «Навохудоносор»; очистной коллектор; город Зеон. Сознание Иллюзорный ...

Евангельские заповеди о блаженствах
За́поведи блаже́нства — в христианском вероучении, заповеди, данные Спасителем в Нагорной проповеди, приведённые в Евангелии (Мф.5:3—12 и Лк.6:20—23) и дополняющие десять заповедей Закона Божьего. Десять заповедей закона ограничиваются тем, что запрещают де ...