Ощущения
Страница 2

Неплюев Н.Н. рассуждает над теми ощущениями, которые грехолюбивым человечеством признаются особенно нечистыми и постыдными, на которых основаны страстные желания и те жизненные явления, которые по преимуществу принято обозначать словами грубая чувственность и разврат.

Он говорит, что лишь грубый развратник может, в оправдание собственной блудной слабости принимать греховным и нечистым саму по себе способность духа ощущать волнения страсти, способность удовлетворять присущие ему страстные желания и испытывать радость полного обладания существом, нами любимым и уважаемым: «Так думать может грубый развратник, сознавая, что чувственностью он опьянен до полной потери самообладания, притуплен до полной неспособности любить и уважать участников своего разврата, что ради чувственности он готов отдать себя, тесно соединить свою жизнь с жизнью существ, им не любимых и презираемых, готов на каждом шагу изменить Богу и делу Его, сделать ближним всякое зло. Инстинктивно чувствуя грязь и позор чудовищной дисгармонии духа своего, он может быть ослеплен пламенем геенны огненной, клокочущей внутри его, и перенести на Богом данную способность духа своего то строгое порицание, которое в действительности заслуживает не сама способность духа его, а его отношение к этой способности, его нежелание восстановить святую гармонию единомыслия и единодушия с Творцом, подчинив эту низшую способность духа разуму и вместе с ним любви»[366].

Неплюев Н.Н. считает кощунственно считать присущее нам зло и грязь, которое было создано Богом в нас под видом способностей нашего духа: «Христианам пора понять, что нельзя без кощунства признавать за зло и грязь Богом данную способность духа нашего, порожденные ею желания и удовлетворение этих желаний путями, достойными христианина, не делаясь рабом этой страсти, не делая из нее себе кумира, не принося этому кумиру человеческие жертвы»[367].

Для Неплюева Н.Н. признание человеческого бессилия перед грехом есть кощунство и лукавая мысль грехолюбивых. Именно такое недомыслие по его мнению толкает на разврат и грех. Но апостол Павел (Римл.7:14-20) признавая свое бессилие и склонность к греху, приходил лишь к большему смирению, утверждался в божественной любви и добре, а не во зле, как утверждает Неплюев Н.Н.: «Христианам пора понять, что именно это кощунственное недомыслие толкает на разврат одних, отравляет жизнь другим; признавая за зло и грязь всякое страстное желание, человек, не способный победить в себе эти желания, неизбежно признает себя и жизнь свою настолько оскверненными, что не будет иметь никакого основания удерживать себя от самого грубого разврата или потратит всю энергию духа своего на глухую борьбу с одним из свойств духа своего, постоянно сосредоточивая внимание именно на этом свойстве и тем самым увеличивая трудности борьбы, нарушая мир и гармонию души своей»[368].

Неплюев Н.Н. продолжает развивать свою мысль о святости человеческой природы. Он говорит, что именно потому Церковь и скрепляет в таинстве брака мужчину и женщину, что признает способность духа ощущать волнения страсти, который удовлетворяет присущие ему страстные желания и испытывает радость полного обладания любимым и уважаемым существом: «Все христианские церкви настолько признают эту истину, что возвели в достоинство священного таинства брак, эту единственную форму сожительства мужчины и женщины, при которой наиболее гарантируется благо мужчины и женщины и их детей»[369].

Однако таинство брака не просто символическое утверждение святости человеческого духа, а как раз наоборот. В таинстве брака брачующимся подается благодать Святого Духа, она невидимо руководит ими на пути к святости и содействует доброй воле супругов в их искреннем желании сохранить брак в чистоте и верности. Именно потому что человек всю свою жизнь подвергается дьявольским искушениям, именно потому что человек сам в себе обнаруживает слабоволие, разврат и похоть, склонность ко всякой блудной нечистоте, Православная Церковь и сохраняет во все времена установленное Самим Господом таинство брака.

Неплюев Н.Н. в своих размышлениях стремится утвердить мысль о том, что «…даже те ощущения, которые человечество признает наиболее греховными, совсем не признаются таковыми сами по себе ни Откровением, ни церквями поместными. Греховными Откровение признает не эти ощущения, а человека, который из раба Божьего, превращается в раба чувственности, ради нее нарушая святую гармонию духа, нарушая спокойствие духа ближних своих, разрушая их семейное счастье, вступая в самые тесные связи с существами низкими и порочными, не внушающими ни любви, ни уважения. Вот что гнусно, нечисто, позорно, греховно в очах Божьих, вот что клеймит Откровение словами блуд, блудодеяние, блудник, блудница»[370].

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

О благодати Божией
“Как дыхание необходимо для тела, и без дыхания человек не может жить, так без дыхания Духа Божия душа не может жить истинной жизнью,” — пишет св. прав. Иоанн Кронштадтский [11]. В последних трех притчах Господь Иисус Христос изложил учение о благодати Божией. В пер ...

Древняя Индия
РИС. 3 Храм бога солнца Сурья в Конараке. В ведийском пантеоне индийской мифологии относительно солнечного божества нет единого представления. Сначала его как самостоятельного божества не существовало – особенность религиозных и мифологических воззрений древн ...