Христианская формула гармонии духа
Страница 1

Итак, по Неплюеву Н.Н. высшие свойства духа – это любовь и разум, низшие свойства духа – это ощущения. Теперь Николай Николаевич выражает формулу христианской гармонии. Вот она: «разум, подчиняясь любви, должен властвовать над ощущением»[375].

Рядом с формулой христианской гармонии духа Неплюев Н.Н. поставляет и краткую формулу христианской гармонии любви, а именно: «Любовь к ближним, подчиняясь любви к Богу, должна властвовать над любовью к самому себе. Или, другими словами: альтруизм, подчиняясь любви к Богу, должен властвовать над эгоизмом»[376].

Неплюев Н.Н. постоянно напоминает, что под словом любовь он понимает не влечение, к тому, что нам доставляет приятное ощущение, что называется Откровением похотью. В любовь он вкладывает значение торжествующей, деятельной любви, охватывающей Творца и все Его творения.

Водворив христианскую гармонию духа, человек обретает Царство Божье внутри себя. Оно раскрывается и торжествует всем своим величием внутри личности, если только человек устойчив в святой гармонии, и боится ее нарушить, поставив например, ощущения выше любви и превратить себя тем самым в скотоподобное существо: «Чем более устойчива в нас эта святая гармония духа, тем более Царство Божье внутри нас водворилось, тем более, еще при жизни, здесь, на земле изгнания, вдали от Родины Небесной, мы уже не от мира сего, а уже принадлежим к Царству Божьему, стали по духу братьями ангелов и святых.

Чем более нарушается в нас эта святая гармония духа, тем более нарушается вместе с тем и единомыслие, и единодушие между нами и причастниками Царства Божьего, тем более мы удаляемся от богоподобия, тем более приближаемся к скотоподобию, тем более водворяются внутри нас ад, геенна огненная»[377].

Неплюев Н.Н. говорит о том, что наше внутреннее настроение и состояние дисгармонии отражается на нашем отношении к ближним и Богу. Чем больше мы осуществляем гармоничное сочетание духовных свойств внутри себя: любви, разума и ощущения, тем более наше настроение Царства Божьего мы желаем перенести на окружающих, тем более мы становимся неравнодушными к миру: «Каждой степени дисгармонии соответствует известное настроение духа, и настроение это ярко проявляется в отношении к Богу, самому себе, ближним, во всем строе жизни семейной, общественной, государственной и международной, не в тех лживых отношениях, которые лицемерно признают на словах и, как комедию, разыгрывают на показ, а в тех правдивых отношениях, которые фактически существуют за кулисами жизни и хорошо известны большинству, хотя и не принято говорить о том слишком громко.

Как настроение вызывает известные отношения к окружающему, так и факты установившейся рутины жизни свидетельствуют об известном породившем их настроении, указывают на совершенно определенную степень дисгармонии духа»[378].

Таким образом, Неплюев Н.Н. отмечает важнейшее жизненное значение этой краткой формулы христианской гармонии духа, которая приносит спасительные плоды не только в деле самопознания одного человека, но и для целых общественных групп, для целых наций, для целых поместных церквей, для целой эпохи.

Неплюев Н.Н. признает, что понимающий правду и истину святой гармонии духа, не может осуществить ее в себе собственными силами. Для того, чтобы достигнуть ее и тем более сделать устойчивой человеку необходима божественная благодать, которая лежит в основе всех таинств церковных; осуществление святой христианской гармонии невозможно без постоянного участия в таинстве причастия Святого Духа: «Без силы благодати Божьей мы, и понимая правду и истину святой гармонии духа, не найдем в себе сил ни достигнуть ее, ни тем более сделать ее устойчивой в нас. Силу эту может дать нам только великое, лежащее в основе всех таинств – таинство причастия Духа Святого, а таинство это не совершится над нами ни при каких обстоятельствах без нашего на то согласия, без горячего, искреннего, нелицемерного желания с нашей стороны, и непременно совершится, несмотря ни на какие неблагоприятные обстоятельства, при наличности искренней, нелицемерной доброй воли»[379].

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Происхождение ислама
Религия родилась в среде арабских племен Аравийского полуострова. Этноним «араб» встречается в древних источниках. У персов «арбайя» означает пустыня, у евреев — кочевник. У греческого историка Геродота слово «арабы» — синоним аравийцев (жителей Аравии). Характерно, ч ...

Тибетский буддизм (ламаизм)
Тибетский буддизм сложился в VII—XIV вв. на основе махаянского буддизма и тантрических идей индуизма. Разновидность буддизма, распространенного в Тибете, называется ламаизмом , потому что каждый далай-лама (“далай” означает главный) считается воплощением душ живших до ...