Мифы о героях
Страница 5

Тесей родился после того, как дельфийский оракул дал его земному отцу Эгею предсказание, что его потомки будут править Афинами. В действительности отцом Тесея был Посейдон. Рок проявляется не только в течение всей жизни героя, но и в момент его смерти. Одним из подвигов Тесея была победа над злым сыном Посейдона Скироном, которого герой сбросил со скалы. Но точно так же от рук царя Скироса Ликомеда погибает и сам герой.

Миф об Орфее и Эвридике – тоже проявление уверенности древних греков в неотвратимости судьбы. Несмотря на то, что Орфею удалось уговорить самого Аида отпустить жену из царства мертвых, с этой задачей он не справился. Не смог преодолеть желание оглянуться и посмотреть, идет ли Эвридика следом за ним. После этого герой потерял жену навсегда и вскоре погиб сам, чтобы наконец воссоединиться с ней.

Небезынтересно, что многие герои пытаются победить смерть.

Греческая мифология понимает бытие человека после смерти следующим образом. За человеком прилетает бог смерти Танат и сопровождает его душу в Аид – царство мертвых. У входа в Аид течет священная река Стикс. Душу новоприбывшего на ладье перевозит в Аид Харон. Попавший в царство мертвых не сможет выбраться обратно: Аид окружает река забвения Лета, путь обратно преграждает трехглавый пес Кербер. Смерти боятся, поскольку она неизбежна, но всячески пытаются победить ее.

Именно с последним положением связаны сюжеты о героях, побывавших в царстве мертвых.

Наиболее показателен миф о Сизифе, обманом покорившем Таната, благодаря чему люди перестали умирать вообще. Потом Сизиф приказал своим близким не приносить подземным богам необходимые жертвы, а когда боги отпустили его из Аида с тем, чтобы Сизиф решил этот вопрос, герой в очередной раз обманул их. Правда, за свою дерзость Сизиф поплатился вечным наказанием. Не менее известен миф об Орфее, своим чудесным пением заставивший Аида и других обитателей царства мертвых отпустить на землю Эвридику. Правда, Аид поставил при этом условие, которое герой не выполнил, а потому не смог спасти свою возлюбленную, но сюжет мифа показывает: с богами можно договориться!

Невредимым возвращается из Аида и Геракл, пытавшийся похитить Персефону для своего друга, но полубог также несет наказание за свою дерзость.

Итак, по мнению древних греков, «справедливые» методы борьбы с подземными богами могли принести какие-то плоды, а заведомо «незаконные» способы – лишь навлечь гнев Провидения.

Нередко встречаются в мифах о героях элементы фетишизма, тотемизма, анимизма и магии.

Фетишизм – культ неодушевленных предметов. Например, Геракл, совершая свои подвиги, обычно берет в подтверждение этих фактов нечто принадлежащее его врагам(шкура Немейского льва, ядовитую желчь лернейской гидры). Убив Горгону Медузу, Персей также берет ее смертоносную голову. Это – проявления фетишизма.

Тотемизм – комплекс верований и обрядов, связанных с представлением о родстве между группами людей и тотемами – видами животных и растений. В мифе о Дедале и Икаре тотемизм, на наш взгляд, -- в использовании птичьих перьев при изготовлении летательного аппарата. В мифе о Тесее его первый воспитатель и приемный отец – кентавр Хирон. Минотавр – чудовище с головой быка и телом человека, которого победил Тесей, -- тоже проявление тотемизма, т.к. отцом Минотавра был человек. Геракл тоже встречается с кентаврами. Медуза Горгона, побежденная Персеем, и ее сестры, несут в своей внешности и образе жизни черты тотемизма.

Анимизм – вера в существование душ и духов. Он присутствует во всех мифах о героях, но наиболее выражен в мифах об Орфее и Сизифе. Первый спускается в Аид за душой Эвридики, второму удается сбежать из царства мертвых, обманув его обитателей.

Магия – обряды, связанные с возможностью человека воздействовать на других при помощи колдовства. Проявляется также практически во всех мифах. Например, ее активно применяет одна из жен Геракла – колдунья Медея. Тесей использует крылатые сандалии.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Другое по теме:

Выводы о возможности социальной направленности проповеди
Чарльз Хэддон Сперджен однажды сказал, что «высшим мастерством проповедника является искусство говорить». (Брага, с. 173). Как и всякому искусству, этому можно и нужно обучаться. «Харизма пророка не зависит обычно от принадлежности к тому или иному сословию, она прост ...

Реконструкция ииндоевропейской праформы
Сочетание фонем di- [dy] в форме Dieuo в одних языках сохранилось (балтские, др.-инд. и др.), а в ряде других языков преобразовалось в dz (др.-гр.), y (лат.), sh (хет.) и zh (прасл. - если Жива происходит именно от этой формы). Вероятно, у этих и.-е. диалектов сначала ...