Таинства.

Церковь называет таинствами священнодействия, в которых таинственно проявляется благодать Святого Духа — спасающая сила Божия. Всего в Православной Церкви существует семь таинств — крещение, миропомазание, покаяние (исповедь), евхаристия (причащение), брак, священство (рукоположение) и елеоосвящение (соборование). Церковь возводит установление таинств к Самому Христу

Другие обрядовые церковные действия — молитвы и богослужения, которые имеют целью обретение благодати, — из-за грехов просящего или по высшему промыслу могут остаться без отклика Бога. В таинствах благодать подаётся неизменно. Но чтобы принять эту благодать, необходимо личное усилие человека.

Благодатная сила, подаваемая в таинстве, лишь залог спасения, хотя и надёжный, достаточный залог. Он ничем не стесняет свободную волю человека, но не заменяет личных усилий и легко может уподобиться таланту, зарытому в землю нерадивым рабом. «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется .» (Мф. 11.12): если верующий не побуждает себя к жизни по Христу, залог спасения может и пропасть. Святитель Тихон Задонский предупреждал, что «можешь и причащаться постоянно, и не спасаться. Можешь быть крещёным, а вода останется водой», не став купелью возрождения человека для вечной жизни с Богом.

В Православной Церкви совершать таинства могут только епископы и священники, но священнослужитель лишь представляет Церковь — священнодействует она сама, а подлинно совершает таинства Бог.

Важнейшие из таинств, признаваемые всеми вероисповеданиями, крещение (инициация, вводящая в христианскую жизнь и символизирующая соединение с Богом, покаяние) и Евхаристия, или причащение (вкушение хлеба и вина, по церковной вере незримо пресуществленных в Тело и Кровь Христа ради сущностного соединения верующего со Христом, чтобы Христос «жил в нём»).

Принимая крещение во имя Христа, человек не просто «смывает» с себя грехи. Погружаясь в воду, он умирает для греха — умирает с Христом, чтобы воскреснуть с Ним для вечной жизни. Продолжая грешить после крещения, человек тем самым отказывается от благодати: «Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого» (2 Пет. 2.20). Над младенцами крещение в Православной Церкви совершается по вере родителей и восприемников — крёстных отцов и матерей. Крёстные, как их зовут на Руси, несут ответственность за христианское воспитание детей, ручаются за веру крещаемых и обязаны разделить труды родителей по их воспитанию. Без крещения никто не является членом церкви и несможет наследовать спасение.


Другое по теме:

Хозяйственная этика мировых религий
Кратко: В кальвинистском учении о предопределении, согласно которому Бог по непостижимым для людей соображениям избрал одних к вечной жизни, а других проклял и осудил, экономический успех становился серьезным знаком избранности и особого предназначения. Религиозная – ...

О Талмуде
(Вместо предисловия) Сообщение нееврею чего-нибудь о наших религиозных отношениях было бы равносильно уничтожению всех Иудеев, поскольку, если бы неевреи знали о наших намерениях по их поводу, они убивали бы нас публично. Еврейский мудрец. Об евреях и иудаизме ...