Христология

Как считает архимандрит Киприан (Керн), учение Афанасия о Христе явно отражает александрийскую традицию, представители которой, обсуждая Воплощение, опирались на текст из четвертого евангелия: « И Слово стало плотью»[20]. Соперничавшая с александрийской антиохийская традиция предпочитала говорить о вочеловечившемся Слове. По гречески слово «плоть» (саркс) имеет оттенок, указывающий на материальный аспект человеческого существования. Выражение «Слово стало плотью»[21] можно истолковывать как «Слово восприняло человеческое тело». Именно так понимал Воплощение Апполинарий Лаодикийский (основатель ереси апполинаризма). Апполинарий учил, что во Христе Бог Слово заменил душу человека Иисуса. Такое понимание в конце концов привело к монофизитству, ибо оно явно умаляло реальность человечества в Христе, отрицало его полноту, поскольку полнота человечества включает в себя и человеческую душу.

С другой стороны, антиохийское учение о Христе как вочеловечившимся Слове могло привести к пониманию Воплощения как соединения Бога- Слова, сохраняющего при этом свою божественную природу, с конкретным человеком, Иисусом. Такое богословие видит в Христе две личности- божественную и человеческую и ведет к несторианству.

Обе традиции, антиохийская и александрийская, имели в виду одну и ту же реальность. Евангелист Иоанн писал по гречески, но образ мысли у него был семитский. Поэтому, употребляя греческое слово «плоть», имеющее столь материальный оттенок для греческого слушателя, он конечно, имел в виду еврейское значение этого слова (басар), которое обозначает всю живую реальность человеческого существования, как материальную, так и духовную. Именно в этом смысле пользовался словом «плоть» и св.Афанасий. Он видел в Христе одно Лицо- Божественное Слово, воспринявшее не отдельную человеческую личность, а человеческую природу.[22]


Другое по теме:

Особенности учения. Идея единого Бога
Особенностью учения иудаизма является то, что в его основе лежат две противоречивых идеи: национального избранничества и универсализма. Именно учение о богоизбранности еврейского народа стало основным препятствием для распространения иудаизма среди других народов, эт ...

Обзор космологических доказательств нового времени. Лейбниц: «доказательство достаточного основания»
Самая значительная в эпоху нового времени форма космологического доказательства восходит к Готфриду Вильгельму Лейбницу (1646 - 1716), немецкому мыслителю-рационалисту. Его доказательство выглядит так[6]: 1) Весь (наблюдаемый) мир изменяется. 2) Все, что изменяется, ...