Христология
Как считает архимандрит Киприан (Керн), учение Афанасия о Христе явно отражает александрийскую традицию, представители которой, обсуждая Воплощение, опирались на текст из четвертого евангелия: « И Слово стало плотью»[20]. Соперничавшая с александрийской антиохийская традиция предпочитала говорить о вочеловечившемся Слове. По гречески слово «плоть» (саркс) имеет оттенок, указывающий на материальный аспект человеческого существования. Выражение «Слово стало плотью»[21] можно истолковывать как «Слово восприняло человеческое тело». Именно так понимал Воплощение Апполинарий Лаодикийский (основатель ереси апполинаризма). Апполинарий учил, что во Христе Бог Слово заменил душу человека Иисуса. Такое понимание в конце концов привело к монофизитству, ибо оно явно умаляло реальность человечества в Христе, отрицало его полноту, поскольку полнота человечества включает в себя и человеческую душу.
С другой стороны, антиохийское учение о Христе как вочеловечившимся Слове могло привести к пониманию Воплощения как соединения Бога- Слова, сохраняющего при этом свою божественную природу, с конкретным человеком, Иисусом. Такое богословие видит в Христе две личности- божественную и человеческую и ведет к несторианству.
Обе традиции, антиохийская и александрийская, имели в виду одну и ту же реальность. Евангелист Иоанн писал по гречески, но образ мысли у него был семитский. Поэтому, употребляя греческое слово «плоть», имеющее столь материальный оттенок для греческого слушателя, он конечно, имел в виду еврейское значение этого слова (басар), которое обозначает всю живую реальность человеческого существования, как материальную, так и духовную. Именно в этом смысле пользовался словом «плоть» и св.Афанасий. Он видел в Христе одно Лицо- Божественное Слово, воспринявшее не отдельную человеческую личность, а человеческую природу.[22]
Другое по теме:
Учение прп. Симеона о человеке как образе и подобии Божии и
домостроительстве его спасения
Цель нашей работы состоит в исследовании учения прп. Симеона об обожении. Однако было бы неверным начинать сразу же с того, как прп. Симеон видит это состояние, не рассмотрев его взгляды по поводу того, на чем же оно созидается. А это основание состоит в том, что чело ...
Вывод
Рассмотренные формы доклассовой религии обнаруживают генетическую связь друг с другом и в ходе развития переплетаются между собой самым различным образом. Многие из религиозных форм оказываются весьма устойчивыми и удерживаются, подвергаясь различным видоизменениям. ...