Учение о Троице

Святитель Афанасий один из немногих в свое время отстаивал, православную никейскую веру, провозгласившую единосущие Отца и Сына. Этот термин имел дурную репутацию и был осужден на Антиохийском соборе в III веке как выражение модалисткой ереси ( если сущность одна, то нет реального различия между Лицами Св. Троицы: Отец, Сын и Дух Святой- лишь различные выражения (модусы) одной и той же сущности).[23]

Св. Афанасий же считал, что Воплощение, смерть и Воскресение Христа принесли миру спасение. Отрицая единосущие Христа Отцу, арианство угожало разрушить самую сущность и основание христианской веры, так как человечество нуждается в спасении, а спасение возможно только от Бога, поэтому Христос и человек, и Бог, а иначе мы не можем спастись. И всякие философствования по поводу смысла этого слова не нужны и опасны: «Не должно же доискиваться, почему Слово Божие не таково, как наше, потому, как сказано уже, и Бог не таков как мы… Лучше недоумевающим молчать и веровать, нежели не верить по причине недоумения.» [24]

О Святом Духе, св. Афанасий рассуждает по той же логической схеме, как и о Христе. Есть один Бог- единосущная Троица: Отец, Сын и Дух. Как и Сын, Дух Святой- Тоже Бог, а иначе спасение было бы не возможно: «… О Духе Святом Бог говорит, что Он не просто Дух, а Дух Его, и что Им обновляется наш дух, как и псалмопевец в сто третьем псалме говорит: « отнимешь дух их- умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь Дух Твой- созидаются…»( Пс. 103:29,30). И если на том основании, что все приводится в бытие Словом…, что Сын не тварь, то не хула ли именовать тварью Духа, которым Отец чрез Слово приводит все к совершенству и обновляет.» [25]

Через Духа Святого происходит общение человека с Богом и обожение. В то же время Дух принадлежит Сыну, являясь Его «собственным» Духом: « Итак по данной нам благодати Духа и мы бываем в нем, и Он в нас. И поелику Дух, который бывает в нас, есть Божий, то и мы, имея в себе Духа, справедливо почитаемся пребывающими в Боге, а таким образом и Бог бывает в нас… Сын не делается причастником Духа, чтобы чрез это быть Ему в Отце. Не Он приемлет Духа, а паче Сам подает Его всем…» [26]

Как отмечает протоерей Иоанн Мейендорф, что выражение святителя «а паче Сам подает Его всем» [27] часто неправильно толковали, как аргумент в пользу Filioque: будто бы св. Афанасий утверждает, Святой Дух исходит от Сына. Такое понимание упускает контекст высказывания, в котором не обсуждается вечное исхождение Духа. Св. Афанасию был чужд философский подход к бытию Бога, который породил учение о Filioque. Мысль святителя всегда сосредоточена на идее спасения от смерти и тления.[28]

В заключение сделаем вывод: спасение принес в мир Христос, который вечно рождается от Отца и Он (Христос) же посылает нам Духа Святаго, вечно исходящего от отца через которого мы приобщаемся к божественной жизни.


Другое по теме:

Мораль.
В отличие от монахов, мирянам давался простой этический кодекс Панча Шила (Пять заповедей),сводившийся к следующему: 1.Воздерживайся от убийства. 2.Воздерживайся от воровства. 3.Воздерживайся от блуда. 4.Воздерживайся от лжи. 5.Воздерживайся от возбуждающих ...

Раскол как следствие реформ II Ватиканского Собора
Именно литургическое обновление, изменившее до неузнаваемости католическое богослужение после 1969 года, вызвало в Римо-католической церкви раскол, связанный с именем французского архиепископа Марселя Лефевра. Традиционалистски настроенное католическое духовенство во ...