Учение о Троице

Святитель Афанасий один из немногих в свое время отстаивал, православную никейскую веру, провозгласившую единосущие Отца и Сына. Этот термин имел дурную репутацию и был осужден на Антиохийском соборе в III веке как выражение модалисткой ереси ( если сущность одна, то нет реального различия между Лицами Св. Троицы: Отец, Сын и Дух Святой- лишь различные выражения (модусы) одной и той же сущности).[23]

Св. Афанасий же считал, что Воплощение, смерть и Воскресение Христа принесли миру спасение. Отрицая единосущие Христа Отцу, арианство угожало разрушить самую сущность и основание христианской веры, так как человечество нуждается в спасении, а спасение возможно только от Бога, поэтому Христос и человек, и Бог, а иначе мы не можем спастись. И всякие философствования по поводу смысла этого слова не нужны и опасны: «Не должно же доискиваться, почему Слово Божие не таково, как наше, потому, как сказано уже, и Бог не таков как мы… Лучше недоумевающим молчать и веровать, нежели не верить по причине недоумения.» [24]

О Святом Духе, св. Афанасий рассуждает по той же логической схеме, как и о Христе. Есть один Бог- единосущная Троица: Отец, Сын и Дух. Как и Сын, Дух Святой- Тоже Бог, а иначе спасение было бы не возможно: «… О Духе Святом Бог говорит, что Он не просто Дух, а Дух Его, и что Им обновляется наш дух, как и псалмопевец в сто третьем псалме говорит: « отнимешь дух их- умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь Дух Твой- созидаются…»( Пс. 103:29,30). И если на том основании, что все приводится в бытие Словом…, что Сын не тварь, то не хула ли именовать тварью Духа, которым Отец чрез Слово приводит все к совершенству и обновляет.» [25]

Через Духа Святого происходит общение человека с Богом и обожение. В то же время Дух принадлежит Сыну, являясь Его «собственным» Духом: « Итак по данной нам благодати Духа и мы бываем в нем, и Он в нас. И поелику Дух, который бывает в нас, есть Божий, то и мы, имея в себе Духа, справедливо почитаемся пребывающими в Боге, а таким образом и Бог бывает в нас… Сын не делается причастником Духа, чтобы чрез это быть Ему в Отце. Не Он приемлет Духа, а паче Сам подает Его всем…» [26]

Как отмечает протоерей Иоанн Мейендорф, что выражение святителя «а паче Сам подает Его всем» [27] часто неправильно толковали, как аргумент в пользу Filioque: будто бы св. Афанасий утверждает, Святой Дух исходит от Сына. Такое понимание упускает контекст высказывания, в котором не обсуждается вечное исхождение Духа. Св. Афанасию был чужд философский подход к бытию Бога, который породил учение о Filioque. Мысль святителя всегда сосредоточена на идее спасения от смерти и тления.[28]

В заключение сделаем вывод: спасение принес в мир Христос, который вечно рождается от Отца и Он (Христос) же посылает нам Духа Святаго, вечно исходящего от отца через которого мы приобщаемся к божественной жизни.


Другое по теме:

Почитание богов и жертвоприношения
Изображения богов были подлинной и адекватной реализацией божественного присутствия, являемого в традиционном человеческом облике. Изображения божества играли в культе и в частном богослужении центральную роль, что подтверждается широким распространением дешевых копий ...

Древний Рим
Следует напомнить, что многие боги Древней Греции, перекочевали в культуру и мифологию Древнего Рима, получив новые имена. Так, имя Асклепия было латинизировано в Эскулапа, Афродита стала Венерой, Артемида греческого Олимпа - Диана у римлян, Гера известна римлянам ка ...