Заключение
Страница 1

В результате проведенных нами исследований, необходимо сделать выводы по поставленным задачам:

1) Святитель Афанасий, был истинным пастырем, образованным богословом, сильным апологетом и прекрасным духовным писателем литературные труды, которого касались разных областей и проблем богословия, отдавший всю свою жизнь пастырскому служению и в особенности защите чистоты православной веры.

2) Сотворение мира происходит по воле Бога, но не по природе, по природе он только рождает Сына. Бог и то что он сотворил имеют различную природу. Сотворенная тварь наделена свободной волей, настолько свободной, что способна противостоять Богу, что и было доказано грехопадением человека, но Бог, не смотря на то что дал полную свободу действий разумным тварям, и они восстали против Его, все же не оставляет сотворенного мира, а правит в нем или «промышляет», по своей любви. Результатом грехопадения явились смерть и тление, которые Бог не творил.

3) Спасение заключается в прощении грехов и избавлении от смерти и тления т.е. обожении, которое стало возможно с воплощением Бога- Слова, которое по своему человеколюбию восприняло плоть и через таинство Крещения подает нам это состояние (обожения).

4) Христос- Божественное Слово, вечно рождается от Бога- Отца и единосущен Ему, Он пришел на землю с целью освободить человеческий род от смерти и тления и воспринял на земле не отдельную человеческую личность, а человеческую природу, и потому Христос есть одно лицо- истинный Бог и истинный человек.

5) Есть один Бог- Единосущная Троица. Спасение принес в мир Христос, который вечно рождается от Отца и Он (Христос) же посылает нам Духа Святаго, вечно исходящего от Отца, через которого происходит общение человека с Богом и обожение .

Также следует сделать вывод на все богословие святителя Афанасия в целом, он заключается в том, что главная жизненная цель и деятельность святителя, направленная на опровержение и искорение аринанской ереси отразилась на всем его богословии, а именно мысль, что Христос не тварь, а единосущен Богу- Отцу и тоже Бог, прослеживается от учения о сотворении мира до учения о Троце, а так же в большинстве его литературных трудов.

Так же в заключение можно сказать, что святитель Афанасий не смотря на свою героическую защиту чистоты христианской веры, не был воспринят большинством современных ему отцов- богословов, особенно его термин «единосущие», которые во многих вопросах придерживались учения Оригена и неоплатонизма, от которого св. Афанасий совершенно отошел.

Окончательную победу над арианством св. Афанасию не пришлось одержать, ее совершили его младшие современники отцы- каппадокийцы, которым удалось разработать правильную терминологию, и таким образом очистить никейскую веру от подозрений в модализме.

[1] Библия.- М.: Российское библейское общество, 1999, с.273, (Евр 13:7)

[2] Киприан (Керн), архимандрит. Золотой век святоотеческой письменности. - М.: Изд-во Паломник, 1995 // [Электронный ресур http://www.mrezha.ru/orthlib/Fathers/main.htmlс], гл. 2,§1

[3] Киприан (Керн), архимандрит. Золотой век святоотеческой письменности. - М.: Изд-во Паломник, 1995 // [Электронный ресур http://www.mrezha.ru/orthlib/Fathers/main.htmlс], гл. 2, §1.

[4] Христианство. Энциклопедический словарь в 3т.Т.1: А-К / Ред. Кол.: С.С. Аверинцев и др.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.

[5] Киприан (Керн), архимандрит. Золотой век святоотеческой письменности. - М.: Изд-во Паломник, 1995 // [Электронный ресур http://www.mrezha.ru/orthlib/Fathers/main.htmlс],- гл. 2, § 1.

[6] Александр Бронзов. Преп. Макарий Египетский,- Париж: Изд-во YMCA-Press, 1930,- с.322

[7] Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. I—IV века. — М.: Издательский совет РПЦ, 2004

[8] Киприан (Керн), архимандрит. Золотой век святоотеческой письменности. - М.: Изд-во Паломник, 1995 // [Электронный ресур http://www.mrezha.ru/orthlib/Fathers/main.htmlс],- гл. 2, § 6.

[9] Афанасий Великий, святитель. Творения. Праздничные послания.- Париж: Изд-во YMCA-Press, 1923 // [Электронный ресурс http://mystudies.narod.ru/index.htm]

[10] Иоанн (Мейендорф), протоерей. Введение в святоотеческое богословие в 2 ч.Ч.1.- М.: Изд- во Правило веры, 2007, с.123.

[11]

[12] Иоанн (Мейендорф), протоерей. Введение в святоотеческое богословие в 2 ч.Ч.1.- М.: Изд- во Правило веры, 2007, с.124.

[13] Афанасий Великий, святитель. Творения. Три слова против ариан.- Париж: Изд-во YMCA-Press, 1923 // [Электронный ресурс http://mystudies.narod.ru/index.htm], слово 3:62,66.

[14] Там же,- с. 124

[15] Афанасий Великий, святитель. Творения. Три слова против ариан.- Париж: Изд-во YMCA-Press, 1923 // [Электронный ресурс http://mystudies.narod.ru/index.htm], слово 3:63,66.

[16] Афанасий Великий, святитель. Творения. Слово о воплощении Бога- Слова.- Париж: Изд-во YMCA-Press, 1923 // [Электронный ресурс http://mystudies.narod.ru/index.htm], гл.4-6.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Дохристианские религиозные представления восточных славян. Места культовых поклонений
Слово «религия» происходит от латинского слова religio , что означает – связь. Это две стороны одного и того же многовекового взаимоотношения на одной стороне которого находятся переживания и страхи человеческие, побуждающие человека объяснить всё увиденное в окружающ ...

Отличительные особенности мусульманского права
Система мусульманского права отличается от других правовых систем своеобразием, неповторимостью источников, структуры, терминов, конструкций, понятием нормы. Если континентальные европейские юристы под нормой права подразумевают предписание конкретного исторического з ...