Суннизм.

Суннитская догматическая система считается наиболее характерной для ислама в целом и, несмотря на фактическое отсутствие общепризнанного и единого для всех мусульман-суннитов комплекса догматов, нередко идентифицируется с исламским “правоверием”, то есть считается ортодоксальной. В странах распространения ислама приверженцы суннизма — сунниты, составляют большинство. При решении вопроса о главе мусульманской общины (об имаме-халифе) суннизм опирается формально на “согласие всей общины”.

Последователи суннизма называют себя “ахль ас-Сунна ва-ль-джамаа” (людьми Сунны и согласия общины), продолжающими деяния и традиции пророка Мухаммеда. Cунниты следуют принципам традиционного ислама: приверженность исламским ценностям, зафиксированным в священном предании и идея руководящей роли общины в решении жизненно важных проблем. Считается, что суннитом является тот, кто признаёт первых четырёх “праведных”(рашидун) халифов — Абу Бакра, Омара I, `Усмана и Али, достоверность канонических сборников хадисов

(преданий о Мухаммеде и его сподвижниках, которые вначале передавались изустно и были записаны в VIII

IX

вв.

), которые являются основой всей религиозной и общественной деятельности, и следует ритуальным, бытовым и социальным правилам в соответствии с одной из религиозно-правовых школ (мазхабов

). Верховным главой «общины верующих», обладающим духовной и светской властью, сунниты признавали халифа как преемника пророка Мухаммеда. С X

в.

халиф превратился в мусульманского первосвященника, почти совершенно утратив политическую власть.

Развитие мусульманского общества потребовало разработки правоведения — фикха

. Его основами последователи суннизма признают Коран

, Сунну

(свод обычаев и правил поведения древней общины, практика и теория мусульманского правоверия - была зафиксирована в хадисах, кодифицирована в IX

в.), иджму и кияс. На основе Корана и Сунны правоведами-факихами был разработан кодекс мусульманского права — шариат

(конец VIII

— начало IX

вв.

). Кроме того применение мусульманского права к новым общественным и политическим явлениям производиться при помощи фетв(заключений высших авторитетных духовных лиц, сделанных на основе Корана, Сунны, шариата и ранее изданных фетв), так как после выделения четырёх мазхабов, двери иджтихада

(самостоятельное, не зависимое от других толкование религиозного права, применявшееся мазхабами) были закрыты. Во второй половине VIII

- IX

вв. выработка норм мусульманского права была завершена.

В суннизме имеют большое значение религиозные праздники и обряды, связанные с их проведением. Кроме того, суннизм (особенно ханафитская школа) терпимо относится к местным традициям и обычаям — адату

, урфу

, кануну

, которые регулировали общественные отношения у племён и народностей и были по возможности согласованы с шариатом и приравнены к нему. Всего, по приблизительным подсчётам, суннизма придерживается 83%

всех мусульман.


Другое по теме:

Введение.
Так повелось, что наш мир оказался поделенным на народы, государства, сообщности, группы, личности. Большое количество различных по размеру и своим характеристикам групп людей порождает еще большее количество спорных моментов в их взаимоотношениях и взглядах. Именно п ...

Место культа в зороастризме
Согласно В.А.Кулакову, «…культ занимает в зороастризме от­нюдь не главное место, но в то же время он очень интересен, загадо­чен и абсолютно неповторим в истории религий. Управляли культом жрецы-маги, которые, видимо, не составляли (как в Индии) замкнутой касты. Но, е ...