Шиизм в Иране

Материалы » Суннизм и Шиизм » Шиизм в Иране

Считается, что сближение Шиизм с персидским национализмом произошло довольно рано и одной из причин этого явилась женитьба сына Али на дочери последнего сасанидского царя. Шиизм умеренного толка установился в Иране в качестве официальной государственной религии с династии Сефевидов (1502

). Вначале власть шахов этой династии, ведших своё происхождение от основателя шиитского суфийского ордена Сефевийя, не оспаривалась духовными лидерами Ирана. Но по мере упадка династии и особенно по отношению к последующим династиям (Каджары и особенно Пехлеви) религиозные лидеры шиитов всё более определённо подчёркивали, что власть шаха – лишь временное правительство, существующее до прихода Махди. Это стало общепризнанным тезисом, нашедшим своё отражение в иранской конституции 1906

г. Шиитскими центрами в Иране первоначально были Кум и Сабзавар.

Последнее означало, что в случае радикальных перемен, не соответствующих духу шиитского ислама, либо обострения политических взаимоотношений в стране позиции духовенства – особенно неофициального, то есть не состоящего на службе, но зато свободного в выражении своих взглядов и к тому же обладающего почти харизматическим авторитетом, - могут оказаться резко антиправительственными. Такая ситуация, практически незнакомая суннитскому исламу, не раз возникала в шиитском Иране, причём в особенно острой форме – в XX

в., в периоды попыток реформ. Сопротивление этим реформам, в которых шиитские лидеры всегда видели угрозу упадка веры, ослабления сложившихся религиозных норм, а также своего влияния, обычно вело к резкому росту религиозно-политической активности улемов и муджтахидов. Наиболее заметные из числа, чьи знания, набожность и авторитет создавали им исключительное положение, приобретали право на почётное наименование аятоллы (знамение Аллаха). Пользуясь огромной поддержкой религиозно активного населения, они поднимали знамя священной борьбы против тех или иных нововведений, против упадка веры и иноземных влияний. Такие заметные на политической сцене Ирана XXв. аятоллы, как Кашани, Боруджери, Хомейни, были способны поднять под этим знаменем народ, что и привело, как известно, к свержению власти шаха.


Другое по теме:

История изучения
Еще в отдаленные времена, когда о возникновении социальной психологии не было и речи, вожди улавливали и использовали законы массовых социально-психологических явлений. Законы общения использовались и в последующие времена. Вспомним в связи с этим расцвет ораторского ...

Ассирийская эпоха
В эпоху Ассирийской империи (VIII— VII вв. до н. э.) религиозная система Месопотамии изменилась мало. Ассирийцы не внесли почти ничего нового ни в экономический уклад, ни в культуру. Они лишь заимствовали у покоренного вавилонского населения его высокую культуру, пись ...