Образ Заратуштры в книге Ф.Ницше «Так говорил Заратустра»
Страница 1

Материалы » Образ Заратуштры в истории и в произведениях Ф. Ницше » Образ Заратуштры в книге Ф.Ницше «Так говорил Заратустра»

«Слушайте, я учу вас о сверхчеловеке! Сверхчеловек – смысл земли. Пусть же и воля ваша скажет: да будет сверхчеловек смыслом земли!»

Ф.Ницше

«Книга для всех и ни для кого» - именно так звучит подзаголовок «Заратустры» Ф.Ницше. Так необычно гениальный философ определил круг своих читателей.

Он писал ее в феврале и в конце июня - начале июля 1883 г. в Рапалло и в феврале 1884 г. в Сильсе. Через год Ницше создал четвертую часть поэмы, такую лично-интимную, что вышла она всего в 40 экземплярах за счет автора для самых близких друзей.

“По утрам я взбирался по южной красивой гористой дороге, по направлению к Зоагли. Здесь мне пришло в голову все начало Заратустры, даже больше того - Заратустра сам, как тип, явился мне .” – так рассказывает Ницше о посетившем его вдохновении.

Вот как описывает создание книги Е.Воронцова: «В десять недель он оканчивает свою поэму. Это было новое и, если следовать генезису его мысли, - захватывающее произведение; без сомнения, им было задумано лирическое священное произведение, основная часть которого должна была дать идею "Вечного возврата". В первой части Заратустры мысль о "Вечном возврате" еще не попадается; в ней Ницше преследует совершенно другую мысль, мысль о Сверхчеловеке, символе настоящего, определяющего все явления прогресса, обещании возможного освобождения от случая и рока». [12, с.89]

Это, поистине, самая великолепная из написанных Ницше книг. Сам автор считал ее "самой глубокой из всех книг, которыми обладает человечество". Он также писал, что «…произведение это огромно по своему замыслу, это будет евангелие, которое заставит забыть Евангелие Христа». Форма притчи, используемая в книге, заимствована из Библии и больше всего напоминает евангельские проповеди Иисуса Христа и рассказы о событиях, происходящих с ним и его учениками. Разумеется, что сравнивать Христа и Заратустру, по меньшей мере, нелепо, однако, скорее всего, именно такого сравнения и выбора между ними и желал от своего читателя Ницше. Дело в том, что в своем читателе он видел последователя для своего Заратустры.

Книга «Так говорил Заратустра» - это своеобразный вызов великого мыслителя христианству «как явлению ложному и губительному». По этому поводу Н.Бердяев пишет: «Явление Ницше имеет огромное значение для судьбы человека. Он хотел пережить божественное, когда Бога нет. Бог убит, пережить экстаз, когда мир так низок, пережить подъем на высоту, когда мир плоский и нет вершин. Свою религиозную тему он выразил в идее сверхчеловека, в котором человек прекращает свое существование. Человек был лишь переходом, он лишь унавоживал почву для явления сверхчеловека».[14]

Как мы уже упоминали, идея Сверхчеловека становится ключевой для Ницше во время создания «Заратустры». Вот как Ницше определяет свой идеал: "Сверхчеловек - смысл земли". "Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором". "Поистине, человек - это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять в себя грязный поток и не сделаться нечистым . сверхчеловек - это море, где может потонуть ваше великое презрение".

Его тяготит сознание того, что поневоле он является пленником природы, его свободной натуре тесно в открывшихся ему перспективах.

По этому поводу В.Вересаев пишет: «Он хочет верить, и ему удается уверовать в Сверхчеловека. Ему хочется утвердиться в этой надежде; она очень подходит к смыслу его произведения. Ницше хочет в своей книге показать человечество, пробужденное к новой жизни прославлением своего собственного существа, добродетелями добровольного избранного меньшинства, которое очищает и обновляет свою кровь. Исчерпывается ли на этом вся его задача? Конечно, нет. Корни мыслей у Ницше всегда имеют важное и отдаленное происхождение. Последняя его воля заключается в том, что он хочет определить и направить деятельность людей: он хочет основать новые нравы, указать подчиненным их обязанности, сильным их долг и объем власти и вести все человечество к высшему будущему.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Религия лопарей
По своему хозяйственному и общественному укладу к народам Северной Азии примыкают лопари (саами), живущие на севере Скандинавии и на Кольском полуострове. В их религиозных верованиях много общего с религиями североазиатских народов, хотя вследствие давнего соседства с ...

Общая характеристика древнегреческой мифологии
Представления и религиозный быт древних греков находились в тесной связи со всей их исторической жизнью. Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся национальными особенностями все ...