Течения шиизма
Страница 2

Материалы » Суннизм и Шиизм » Течения шиизма

Сложное эзотерическое учение исмаилитов предполагало семь степеней познания, причём высшие из них были доступны лишь немногим и окутаны ореолом таинственности. Для подавляющего большинства исмаилитов суть учения упрощённо сводилась к ожиданию Махди с его царством высшего истинного знания и пути к спасению. На рубеже IX

- X

вв. этот исмаилитский Махди всё более ассоциировался со скрытым имамом шиитов-имамитов, чем, в частности, воспользовался некий Убейдаллах, который в начале X

в. выдал себя за Махди и основал с помощью североафриканских берберов Фатимидский халифат, просуществовавший с центром в Египте вплоть до 1171г. Выдававшие себя за алидов, Убейдаллах и его потомки сыграли важную роль в укреплении и развитии исмаилизма как влиятельного течения шиитской мысли. Течение это вскоре тоже распалось на несколько сект, часть которых отличалась крайними, весьма радикальными нормами поведения. Секта исмаилитов

распространена ныне в горных районах Афганистана, Бадахшана и др.

От исмаилитской секты отделилась в IX

веке группа карматов

- демократическая секта, члены которой, преимущественно крестьяне и бедуины Аравии, устанавливали общность имущества. Секта карматов просуществовала до XI века.

От того же исмаилизма отпочковалась секта ассасинов

, соединявшая мистицизм с фанатической борьбой против немусульман. В годы крестовых походов ассасины были самыми ярыми врагами крестоносцев (кстати, от названия секты происходит французское слово "assassin" – убийца).

Наконец в XI

веке от того же корня отделилась группа последователей халифа Хакима. По имени видного предводителя секты Исмаила ад Дарази последователи секты до сих пор известны как друзы (в Ливане).

В недрах шиизма в тех же VIII

- X

вв. в исламе возникло мистическое, полумонашеское течение суфизма

(от слова "суфи" - грубая шерстяная ткань), позже проникло и в среду суннитов. В суфийском вероучении сказалось влияние идей маздеизма, буддизма и даже неоплатонизма. Суфии не придавали большого значения внешней обрядности, а искали истинного богопознания, мистического слияния с божеством. Некоторые суфии доходили до пантеистического мировоззрения (

бог - во всем мире, весь мир - проявление или эмансипация бога)

и тем самым удалялись от грубо антропоморфного представления об Аллахе, какое дано в Коране. Суфии придавали особое значение именам божьим, встречаемым в Коране. Мистико-пантеистическое течение суфизма сначала подверглось гонениям со стороны мусульманских фанатиков-ортодоксов, но постепенно обе стороны пошли на уступки. Последователи суфийского учения стали образовывать ордена странствующих монахов - дервишей - во главе с шейхами, или ишанами. Эти ордена были признаны законными и у суннитов, и у шиитов. Дервиши, хотя они и давали монашеский обет бедности, на деле вскоре превратились в шарлатанов, обирающих и обманывающих народ; руководители же дервишей, ишаны, в свою очередь обирают своих послушников - мюридов. Некоторые дервишские ордена применяют в своих молебствиях так называемые зикры - экстатические пляски и другие чисто шаманские способы общения с божеством. Придается большое значение мистическому возгласу: "Ху

!".

Страницы: 1 2 


Другое по теме:

Погребальный культ
Тот же классовый смысл получило и характерное, можно сказать, гипертрофированное развитие погребального культа в Египте. Погребения додинастической (то есть доклассовой) эпохи в Египте ничем особенным не выделяются из числа аналогичных памятников в других странах: пок ...

Святоотеческое учение о двойничестве человеческой природы. Идея противоречивости человека у апостола Павла в послании "К римлянам" (Рим., 7:15-23)
Христианское благовестие принесло миру и распространило несколько руководящих идей о человеке и его назначении. Отчасти они были восприняты из ветхозаветной традиции, отчасти же заново даны в христианском Откровении. Особенное значение в этом вопросе имеет ап. Павел, ...