Течения шиизма
Страница 1

Материалы » Суннизм и Шиизм » Течения шиизма

Шиизм не остался единым, внутри него возникли различные течения. Основная часть шиитов, наиболее многочисленная в наши дни, принадлежит к числу так называемых имамитов, то есть тех, кто почитает всехдвенадцать имамов, включая скрытого. Предпосылки для зарождения множества течений и ветвей шиизма, а также образования различных догматических школ и сект содержались в раннем шиитском движении (вторая половина VII

– начало VIII

вв.) С одной стороны, они обуславливались неудачей внутреннего курса самого Али, спровоцировавшего споры в стане своих сторонников, а также отсутствием единства внутри самого рода Али. С другой стороны, раннешиитское движение не обладало собственным идейным источником (роль которого впоследствии стал играть сборник изречений халифа Али “Путь красноречия” и труды создателей шиитской догматики) и опиралось Коран. Единый принцип передачи духовной власти преемникам Али – имамам (араб. руководители общины) изначально не был установлен, что создавало сложные, порой неразрешимые проблемы при определении законного претендента. После кончины каждого шиитского имама возникали разногласия о преемнике, и каждая алидская ветвь отстаивала интересы своего ставленника.

Первый раскол среди шиитов произошёл в VII

в., когда после мученической смерти Хусейна возник спор о четвёртом имаме. Группа шиитов во главе с Кайсаном провозгласила четвёртым имамом сводного брата Хусейна, сына Али от наложницы. Движение кайсанитов

не получило заметной поддержки и к XI

в. прекратило своё существование. Следующий раскол был связан с именем Зейда, которого его сторонники провозгласили пятым имамом. Хотя в битве 740

г. с Умаййадами Зейд был убит, его сторонники образовали секту зейдитов

, укрепившуюся на севере Ирана и просуществовавшую около трёх веков. Зейдиты были близки к мутазилитам и хариджитам, выступали против обожествления вождей и за право каждого благочестивого мусульманина стать верховным имамом. В конце IX

в. зейдиты обосновались в Йемене, где их потомки обитают и ныне (на севере Ирана остатки зейдитов известны под именем ноктавитов).

Наиболее крупный и значимый по последствиям раскол произошёл в середине VIII

в., когда шестой имам шиитов Джафар (в шиизме юридическая школа джафаритского толка пользуется влиянием) лишил своего старшего сына Исмаила права стать седьмым имамом в пользу другого своего сына. Несогласные с этим решением шииты сплотились вокруг опального Исмаила и объявили его седьмым имамом, что положило начало созданию нового и весьма своеобразного учения исмаилитов

. Исмаилизм – принципиально новое течение мысли в шиитском исламе, многое заимствовавшее как у неоплатонизма (точнее, из орфико-пифагорейской древнегреческой философии), так и из зороастризма с его культом священной семёрки и индийских учений о карме, перерождениях, Брахмане-Абсолюте. Кроме того в учение исмаилитов влилось много идей из домусульманских религиозно-философских систем Азии и из местных народных верований.Согласно учению исмаилитов, ипостасью Высшего Божества, Аллаха, является, Мировой Разум, обладающий всеми божественными атрибутами. Проявление его в феноменально-чувственном мире – пророки, которых насчитывается семь: Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус, Мухаммад и Исмаил. Эманацией Мирового разума является Мировая Душа; она, в свою очередь, ответственна за создание материи и жизни, включая человека. Проявление её – семь имамов, толкователей семи пророков. Исмаилиты верят в то, что в их имамов последовательно воплощается "мировая душа". Эти имамы образуют наследственную династию Агаханов, ведущих светскую, роскошную жизнь и собирающих отовсюду дань с членов секты. Соответственно числу пророков и имамов история тоже делится на семь периодов, в процессе смены которых все живое рождается и умирает по закону перерождений. Цель существования у исмаилитов – достижение высшего знания (аллегория знания – рай, невежества – ад). Достижение его ведёт к спасению, что равно возвращению к Мировому Разуму, то есть к прекращению существования и перерождений.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Арабский Халифат
Халифы: 1. Абу-Бекр (632-634) 2. Омар Первый (634-644) 3. Осман (644-656) 4. Али (656-660) Династия Омейядов (660-750) - правила 90 лет. Династия Аббасидов (750-945) - правила 195 лет. К середине правления династии Аббасидов происходит развал Халифата на множес ...

Структура явления
Таким образом, из определения религии, основанного на предельно общем признаке, можно описать структуру данного явления. При объяснении чего либо всегда присутствуют следующие элементы: субъект объяснения, средство объяснения и объект объяснения. Отсюда структуру явл ...