Течения шиизма
Страница 1

Материалы » Суннизм и Шиизм » Течения шиизма

Шиизм не остался единым, внутри него возникли различные течения. Основная часть шиитов, наиболее многочисленная в наши дни, принадлежит к числу так называемых имамитов, то есть тех, кто почитает всехдвенадцать имамов, включая скрытого. Предпосылки для зарождения множества течений и ветвей шиизма, а также образования различных догматических школ и сект содержались в раннем шиитском движении (вторая половина VII

– начало VIII

вв.) С одной стороны, они обуславливались неудачей внутреннего курса самого Али, спровоцировавшего споры в стане своих сторонников, а также отсутствием единства внутри самого рода Али. С другой стороны, раннешиитское движение не обладало собственным идейным источником (роль которого впоследствии стал играть сборник изречений халифа Али “Путь красноречия” и труды создателей шиитской догматики) и опиралось Коран. Единый принцип передачи духовной власти преемникам Али – имамам (араб. руководители общины) изначально не был установлен, что создавало сложные, порой неразрешимые проблемы при определении законного претендента. После кончины каждого шиитского имама возникали разногласия о преемнике, и каждая алидская ветвь отстаивала интересы своего ставленника.

Первый раскол среди шиитов произошёл в VII

в., когда после мученической смерти Хусейна возник спор о четвёртом имаме. Группа шиитов во главе с Кайсаном провозгласила четвёртым имамом сводного брата Хусейна, сына Али от наложницы. Движение кайсанитов

не получило заметной поддержки и к XI

в. прекратило своё существование. Следующий раскол был связан с именем Зейда, которого его сторонники провозгласили пятым имамом. Хотя в битве 740

г. с Умаййадами Зейд был убит, его сторонники образовали секту зейдитов

, укрепившуюся на севере Ирана и просуществовавшую около трёх веков. Зейдиты были близки к мутазилитам и хариджитам, выступали против обожествления вождей и за право каждого благочестивого мусульманина стать верховным имамом. В конце IX

в. зейдиты обосновались в Йемене, где их потомки обитают и ныне (на севере Ирана остатки зейдитов известны под именем ноктавитов).

Наиболее крупный и значимый по последствиям раскол произошёл в середине VIII

в., когда шестой имам шиитов Джафар (в шиизме юридическая школа джафаритского толка пользуется влиянием) лишил своего старшего сына Исмаила права стать седьмым имамом в пользу другого своего сына. Несогласные с этим решением шииты сплотились вокруг опального Исмаила и объявили его седьмым имамом, что положило начало созданию нового и весьма своеобразного учения исмаилитов

. Исмаилизм – принципиально новое течение мысли в шиитском исламе, многое заимствовавшее как у неоплатонизма (точнее, из орфико-пифагорейской древнегреческой философии), так и из зороастризма с его культом священной семёрки и индийских учений о карме, перерождениях, Брахмане-Абсолюте. Кроме того в учение исмаилитов влилось много идей из домусульманских религиозно-философских систем Азии и из местных народных верований.Согласно учению исмаилитов, ипостасью Высшего Божества, Аллаха, является, Мировой Разум, обладающий всеми божественными атрибутами. Проявление его в феноменально-чувственном мире – пророки, которых насчитывается семь: Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус, Мухаммад и Исмаил. Эманацией Мирового разума является Мировая Душа; она, в свою очередь, ответственна за создание материи и жизни, включая человека. Проявление её – семь имамов, толкователей семи пророков. Исмаилиты верят в то, что в их имамов последовательно воплощается "мировая душа". Эти имамы образуют наследственную династию Агаханов, ведущих светскую, роскошную жизнь и собирающих отовсюду дань с членов секты. Соответственно числу пророков и имамов история тоже делится на семь периодов, в процессе смены которых все живое рождается и умирает по закону перерождений. Цель существования у исмаилитов – достижение высшего знания (аллегория знания – рай, невежества – ад). Достижение его ведёт к спасению, что равно возвращению к Мировому Разуму, то есть к прекращению существования и перерождений.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Сотериология
Спасение, по Афанасию, заключается не просто в прощении грехов человеческого рода, но в избавлении мира от смерти и тления: «Посему - то бесплотное, нетленное, невещественное Божие Слово приходит в нашу область, от которой и прежде не было далеким; потому что ни одна ...

Сочинения
Наиболее известными из сочинений Августина является "De civitate Dei" ("О граде Божьем") и "Confessiones" ("Исповедь"), его духовная биография, сочинение De Trinitate (О Троице), De libero arbitrio (О свободной воле), Retractati ...