Хасидизм

Хасидизм (от еврейского слова «хасид», в тексте Библии «любящий Бога», «благочестивый») является последним религиозным движением еврейского средневековья. Он возник в начале XVIII века в среде евреев Украины. У истоков движения стоял Израиль бен Элиэзер (1700-1760 гг.), прозванный также «Баал шем тов» (Бешт), что означает «обладатель доброго имени». Повсюду он привлекал к себе сердца простых людей поучениями и проповедями. Отсюда его прозвище “тов” - добрый. Уже, будучи признанным вождем нового движения, он поселился в подольском местечке (городке) Меджибож, куда уже при его жизни стекались десятки тысяч почитателей и учеников. В самое короткое время новое движение охватило большинство еврейского населения Украины, Белоруссии, Бессарабии, Румынии и Венгрии.

Сущность религиозно- философского учения хасидизма заключается в признании того, что весь мир - это проявление Божества. Отсюда следует, что ничто не может считаться абсолютным злом, это только непонятное обычному человеку проявление Божества. Вместе с тем, направление хасидизма, представленное школой Шнеура Залмана (Шнеерсона), связывает Божественный путь с интеллектом. В своей книге «Тания» Шнеур-Залман описывает различные свойства разума, познающего высший Дух терминами «хохма» (мудрость), «бина» (разум) и «даат»(знание). Это направление по первым буквам этой триады именуется ХАБАД. Его центром было первоначально местечко Любавичи, а ныне он находится в Нью-Йорке.

Из философии хасидизма вытекает и его этика. Хасиды полагают, что любовь к Богу и к людям тождественны. Люди все равноценны. А грешник только заблудший брат. Помогать надо всем. Основными добродетелями хасиды признают скромность, радость и воспламененность (душевное горение). Скромность проистекает из того, что все в мире творение Божества. Радость- отражение того, что все в мире создано Господом для блага человека. Любое дело можно и нужно делать с радостью. Отсюда вокруг отдельных цадиков культивируются веселые мелодии, песни, музыка и танцы. Сложился даже определенный исполнительский стиль хасидских музыкантов. Наконец, душевное горение - это постоянное стремление достичь чувства личного восторга при выполнении любого дела, рассматривая его как дело Божье.

Можно указать, что последователи Бешта и сегодня отличаются приверженностью к одежде его времени черным сюртукам и шляпам, а также меховым шапкам особого покроя. После второй мировой войны центрами хасидизма стали Израиль и США. Во многом благодаря работам немецко-еврейского философа М. Бубера и его последователей философия хасидизма стала доступной образованной общественности, в том числе, разумеется, и российской.


Другое по теме:

Шаманство и шаманский культ
Шаманство представляет собой очень распространенную у всех народов форму религии. Шаманство не принадлежит к числу самых ранних форм религий. У народов средней ступени дикости оно находится как бы в стадии зарождения. Следовательно, формирование шаманских верований и ...

Раскол в мусульманстве
Что касается великого раскола, разделившего последователей ислама еще во второй половине 7 века на суннитов или правоверных мусульман и шиитов или магометанских протестантов, то этому способствовала смута, возникшая в мусульманском мире по вопросу о наследии Магомета. ...