Религия и проблемы социальной экологии. История религий
Страница 1

Материалы » Роль религии в истории человечества » Религия и проблемы социальной экологии. История религий

Любая религия создана человеком, направлена на него и призвана обеспечить его благополучие и защитить от внутренних сомнений и стрессовых реакций, а также предупредить об опасности внешних воздействий. Разные религии в различные эпохи решают перечисленные проблемы по-своему, используют характерный только для них арсенал средств и методов. Истинно верующий человек черпает из религии духовное благо, она вселяет в него надежду, утешение, уверенность. Очень важно и то, что религия представляет собой не только специфическую форму общественного сознания, но и выполняет функцию регулятора общественного поведения.

Религия основана на вере в существование высших, сверхъестественных сил, в их влиянии на жизнь людей, в существование человека после смерти. Религия является специфическим отражением людьми проявлений природных и общественных сил. Следовательно, религия – это известная деятельность воли, направленная к этим силам. Наряду с теоретической деятельностью ума и эмоциональными реакциями людей существует и определённая практическая деятельность, выражающаяся в осуществлении культа, без которого религия остаётся односторонне-субъективной.

Во всех религиях (кроме буддизма) существует представление о боге или о богах как живых и личных существах, отдельных от природы и имеющих отношение к человеку. Сходясь в этих общих представлениях, свойственных всем религиям и составляющих существенную черту религии вообще, частные представления о боге или о богах отличаются в различных цивилизациях.

Немецкий философ Иммануил Кант (1724–1804) подчёркивал, что любая религия непременно должна содержать три идеи: во-первых, мысль о сотворении мира и, следовательно, о Боге-Творце, во-вторых, представление о свободе воли и, в-третьих, учение о бессмертии души. Он писал, что, руководствуясь мышлением, мы должны признать существо Божие только идеалом, в котором мы соединяем все совершенства и которому приписываем действительное бытие только потому, что нуждаемся в абсолютном начале при исследовании явлений мира [4, с. 187].

История религий является составной частью истории общества. Во всех социально-экономических формациях прошлого существовали социальные факторы, которые влияли на развитие религиозного сознания людей. Среди этих факторов были: низкий уровень производства, сопровождавшийся в той или иной степени бессилием человека перед природой, эксплуатация человека человеком, социальное расслоение общества и пр. Эти факторы не только порождали религию, но и формировали её облик, придавая ей конкретный, вполне определённый вид. До тех пор, пока существуют в обществе социальные корни религии, она не исчезнет. Однако вместе с изменениями, совершающимися в социальной обстановке, изменяется и религия, новые корни питают новые религиозные представления. Общественные перемены приводят в движение религиозное сознание, вызывают его перестройку, одна форма религии заменяется другой, находящейся в большем соответствии с вновь сложившимися социальными условиями.

Специалисты считают, что религия возникла в эпоху верхнего палеолита на относительно высокой ступени развития первобытного общества. Памятники верхнепалеолитического искусства запечатлели зарождение культа животных и охотничьего колдовства. Наличие религиозных верований подтверждается также верхнепалеолитическими погребениями, которые отличаются от более ранних обычаем хоронить умерших с орудиями труда и украшениями. Это свидетельствует о зарождении представлений о посмертном существовании – о «мире мертвых» и «душе», которая продолжает жить после смерти тела. Аналогичные представления и сопутствующие им обряды сохранились вплоть до нашего времени.

Возникновение религии связано с таким уровнем развития человеческого интеллекта, когда появляются зачатки теоретического мышления и возможность отрыва мысли от действительности. При этом общее понятие отделяется от обозначаемого им предмета, превращается в особое «существо», так что на основе отражения человеческим сознанием того, что есть, в нём могут появиться представления о том, чего нет в реальности. Эти возможности реализуются лишь в связи со всей совокупностью практической деятельности человека, его общественных отношений. В первобытных религиозных верованиях запечатлено сознание людьми их зависимости от природных сил. Не отделяя себя ещё от природы, человек переносит на неё отношения, складывающиеся в первобытной общине. Объектом религиозного восприятия становятся именно те природные явления, с которыми человек связан в своей повседневной практической деятельности, которые имеют для него жизненно важное значение. Бессилие человека перед природой вызывало чувство страха перед её «таинственными» силами и непрестанные поиски средств воздействия на них. Исторически наиболее ранними проявлениями религии были магия, тотемизм, ведовство, погребальный культ, шаманизм.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Шиизм
Ши изм или шиат Али /партия Али/ (от араб. ши’а — секта, партия, группа приверженцев) - второе по значению и числу последователей направление в исламе. Побудительным мотивом его возникновения стал спор о преемстве в духовном и светском руководстве общиной. Зародив ...

Четвертая ступень: ощущения + любовь
На этой ступени дисгармонии духа Неплюев Н.Н. предполагает любви первое место после властных ощущений и, таким образом, любовь проявляет себя более. Тем не менее, ее экзистенция не меняется она остается играть лишь рабскую роль по отношению к ощущениям: «…все же это л ...