Религия и проблемы социальной экологии. История религий
Страница 2

Материалы » Роль религии в истории человечества » Религия и проблемы социальной экологии. История религий

Первоначально объектом религиозного отношения был реально существующий предмет, наделяемый сверхчувственными свойствами, – фетиш. Фетишизм связан с магией, стремлением оказать влияние на ход событий в желаемом направлении с помощью колдовских обрядов, заклинаний. В дальнейшем приписываемые предмету сверхчувственные свойства стали отделяться от него, превращаться в самостоятельные существа – «духов». Постепенно у людей возникла вера в самостоятельную по отношению к телу «душу», этот вид религиозного сознания получил название «анимизм». Человек начал верить в наличие двух миров – реально существующего и потустороннего. Так, народы Севера считали, что их умершие родственники живут в «верхнем мире» и отсюда выражение «верхние люди». Смерть человека рассматривалась ими как простое путешествие к верхним людям, как встреча с умершими родственниками.

В процессе разложения родового строя на смену родовым и племенным религиям пришли религии классового общества. По мере социального расслоения общества складывалась иерархия и в мире «духов». С развитием земледелия все более важную роль стали играть «духи» растительного мира, культ умирающих и воскресающих богов, ритуалы, связанные с сезонными явлениями в природе (проводы зимы, осенний праздник урожая и т.п.). С развитием патриархальной семьи родовой культ предков превратился в культ предков семьи, культ домашних богов. Тайные верования и культы были закреплены сначала в устной традиции в виде мифов, затем появились письменные памятники религии – священные книги.

С разделением общества на классы и зарождением государственности возникли политеистические религии раннего классового общества. Выделилась особая социальная прослойка профессиональных жрецов и служителей культа, историческими предшественниками которых в первобытной религии были колдуны, знахари, заклинатели, гадатели, шаманы.

Развилась система жертвоприношений, усложнились и приобрели большую социальную значимость религиозные культы, появились предназначенные для жертвоприношений и богослужений святилища (храмы), возникла система религиозного обучения и образования. Религия стала одним из институтов классового общества, защищавшим привилегии и власть вождя (князя) и приближённых к нему людей. С появлением профессионального жречества эта её функция ещё усилилась. Одновременно религия играла важную роль в организации и сплочении народных масс.

В племенных культах доклассового общества боги выступали прежде всего как воплощение сил природы, а также моральных предписаний. В религиях рабовладельческого общества боги начинают олицетворять в первую очередь социальную власть. Фантастические образы, в которых первоначально отражались только таинственные силы природы, приобретают теперь также и общественные атрибуты и становятся представителями исторических сил.

На дальнейшей ступени развития общества возник монотеизм – религия, при которой вся совокупность природных и общественных атрибутов множества богов переносится на одного всемогущего бога.

В религиях раннего классового общества сохранялись и многие традиционные культы, возникшие в родовом обществе: тотемистически окрашенные культы животных и растений, культ предков и разного рода духов, демонов, фетишей, разрабатывалась богатая мифология. По своему характеру это – племенные, а в дальнейшем – национально-государст-венные религии, в которых вероисповедная связь между людьми совпадает с этническими и политическими связями (таковы, например, существующие и ныне конфуцианство, синтоизм, индуизм, иудаизм). На более поздней стадии исторического развития появляются мировые, или наднациональные, религии – буддизм (VI – V вв. до н. э.), христианство (I в.) и ислам (VII в.). Они объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей [4, c. 190].

Страницы: 1 2 


Другое по теме:

Реконструкция ииндоевропейской праформы
Сочетание фонем di- [dy] в форме Dieuo в одних языках сохранилось (балтские, др.-инд. и др.), а в ряде других языков преобразовалось в dz (др.-гр.), y (лат.), sh (хет.) и zh (прасл. - если Жива происходит именно от этой формы). Вероятно, у этих и.-е. диалектов сначала ...

Сравнительный анализ ценностной ориентации в макрорегионах России
На Юге отмечается самый больший процент людей, выбирающих ценность «держава», и наиболее заметное падение важности ценностей «равенство» и «труд». На Севере отмечается лишь наиболее низкий по сравнению с другими регионами процент людей, выбирающих ценности «могуществ ...