Религия и проблемы социальной экологии. История религий
Страница 2

Материалы » Роль религии в истории человечества » Религия и проблемы социальной экологии. История религий

Первоначально объектом религиозного отношения был реально существующий предмет, наделяемый сверхчувственными свойствами, – фетиш. Фетишизм связан с магией, стремлением оказать влияние на ход событий в желаемом направлении с помощью колдовских обрядов, заклинаний. В дальнейшем приписываемые предмету сверхчувственные свойства стали отделяться от него, превращаться в самостоятельные существа – «духов». Постепенно у людей возникла вера в самостоятельную по отношению к телу «душу», этот вид религиозного сознания получил название «анимизм». Человек начал верить в наличие двух миров – реально существующего и потустороннего. Так, народы Севера считали, что их умершие родственники живут в «верхнем мире» и отсюда выражение «верхние люди». Смерть человека рассматривалась ими как простое путешествие к верхним людям, как встреча с умершими родственниками.

В процессе разложения родового строя на смену родовым и племенным религиям пришли религии классового общества. По мере социального расслоения общества складывалась иерархия и в мире «духов». С развитием земледелия все более важную роль стали играть «духи» растительного мира, культ умирающих и воскресающих богов, ритуалы, связанные с сезонными явлениями в природе (проводы зимы, осенний праздник урожая и т.п.). С развитием патриархальной семьи родовой культ предков превратился в культ предков семьи, культ домашних богов. Тайные верования и культы были закреплены сначала в устной традиции в виде мифов, затем появились письменные памятники религии – священные книги.

С разделением общества на классы и зарождением государственности возникли политеистические религии раннего классового общества. Выделилась особая социальная прослойка профессиональных жрецов и служителей культа, историческими предшественниками которых в первобытной религии были колдуны, знахари, заклинатели, гадатели, шаманы.

Развилась система жертвоприношений, усложнились и приобрели большую социальную значимость религиозные культы, появились предназначенные для жертвоприношений и богослужений святилища (храмы), возникла система религиозного обучения и образования. Религия стала одним из институтов классового общества, защищавшим привилегии и власть вождя (князя) и приближённых к нему людей. С появлением профессионального жречества эта её функция ещё усилилась. Одновременно религия играла важную роль в организации и сплочении народных масс.

В племенных культах доклассового общества боги выступали прежде всего как воплощение сил природы, а также моральных предписаний. В религиях рабовладельческого общества боги начинают олицетворять в первую очередь социальную власть. Фантастические образы, в которых первоначально отражались только таинственные силы природы, приобретают теперь также и общественные атрибуты и становятся представителями исторических сил.

На дальнейшей ступени развития общества возник монотеизм – религия, при которой вся совокупность природных и общественных атрибутов множества богов переносится на одного всемогущего бога.

В религиях раннего классового общества сохранялись и многие традиционные культы, возникшие в родовом обществе: тотемистически окрашенные культы животных и растений, культ предков и разного рода духов, демонов, фетишей, разрабатывалась богатая мифология. По своему характеру это – племенные, а в дальнейшем – национально-государст-венные религии, в которых вероисповедная связь между людьми совпадает с этническими и политическими связями (таковы, например, существующие и ныне конфуцианство, синтоизм, индуизм, иудаизм). На более поздней стадии исторического развития появляются мировые, или наднациональные, религии – буддизм (VI – V вв. до н. э.), христианство (I в.) и ислам (VII в.). Они объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей [4, c. 190].

Страницы: 1 2 


Другое по теме:

Зороастризм от средневековья до наших дней
К 642 г. Сасанидский Иран был включен в состав Арабского халифата. При халифах из династии Омейядов [661-750] население прикаспийских областей было почти полностью зороастрийским, зороастрийцы не носили еще отличной от мусульман одежды. При Аббасидах (династии, правив ...

Пантеон богов восточных славян
До принятия христианства славяне отнюдь не были атеистами. Они поклонялись множеству богов и духов, имели особые жертвенные места и святилища. Недалеко от города Загорска, около деревни Кутузово (Московская область) есть холм со странным названием – «Белые боги». По ...