Монотеизм
Страница 1

В результате сложных социальных процессов на смену политеизму (многобожию) постепенно приходит вера в единого бога – монотеизм. Разложение морали господствующих слоёв и их ближайшего окружения стало очевидным. Это подталкивало к поиску новых идеалов и норм нравственности. Монотеистические религии вырастали не на пустом месте, они впитывали в себя, преображая и подчиняя своим идеологическим и этическим системам ряд унаследованных элементов языческих верований и ритуалов.

Иудаизм – первая монотеистическая религия – религия древних иудеев и их потомков евреев – возник во II тысячелетии до н. э. на основе политеистических верований и обрядов кочевых еврейских племён Северной Аравии. После завоевания Палестины, населённой земледельческими народами, иудаизм впитал в себя религиозные представления местного населения.

Иудаизм основан на заветах, которые бог Яхве (Иегова) дал патриарху Аврааму – родоначальнику евреев. Иудаизм был существенно обновлен Моисеем – первым пророком Яхве около 1200 г. до н. э. Иудаизм базируется на вере в вездесущего вечного Бога, чья воля отражена в Торе и у которого особое отношение к еврейскому народу. Образ жизни верующих регламентируется Талмудом – сводом иудаистских трактатов, в которых даётся толкование книг Ветхого Завета, главным образом первых пяти (Торы). Талмуд определяет деятельность и поведение в быту и по праздникам, уголовное и семейное право и т.д.

Иудаизм имеет длительную и сложную историю, как и история еврейского народа. В XIII в. до н. э. часть западносемитских кочевых племён, бежавшая, по библейскому преданию, в пустыню от египетского фараона, в период их вторжения в Палестину объединялась вокруг общего культа бога племенного союза Яхве. Поклонение Яхве (имя которого позже было табуировано и заменялось словом «Господь») не исключало и культы других божеств, как своих племенных, так и местных ханаанских. Яхве не имел ни изображений, ни храмов, ему был посвящён шатёр («скиния») и в нем ларец («ковчег»), считавшийся земным местопребыванием бога, незримо присутствовавшего во всём мире. Официальный культ осуществлялся особой родоплеменной группой или кастой левитов. После возникновения в конце XI в. до н.э. Израильско-Иудейского царства царь Соломон (сын царя Давида) построил в Иерусалиме храм Яхве [5, c. 397].

В постепенном формировании иудаизма, как догматической религии, важнейшую роль сыграло так называемое пророческое движение, развивавшееся с IX – VIII вв. до н. э. С VIII в. до н. э. проповеди пророков записывались. Вначале пророки не настаивали на универсальности Яхве, но объявляли его «ревнивым богом», не допускающим, чтобы его «избранники» почитали других богов. Возникла концепция «договора» («завета») между израильскими племенами и Яхве (первые обязались не чтить других богов и исполнять желания Яхве, а Яхве – передать им власть над Палестиной). Внешним признаком «договора» было объявлено обрезание.

В IX – VII вв. до н.э. сложились в основных чертах священные книги – Бытие, Исход, Левит, Числа, приписываемые Моисею. В них излагалось прошлое израильтян, а также правовые и этические нормы. В центральной книге Ветхого Завета «Пятикнижии» содержатся десять заповедей, которые Яхве дал Моисею после того, как Моисей вывел еврейский народ из египетского плена. На ранних этапах своей истории израильтяне почитали множество богов, поэтому после перехода к монотеизму было очень важно утвердить веру в единого бога. Первая заповедь гласит: «Я, Господь Бог твой . да не будет у тебя других богов .». Вторая заповедь также направлена против изображения других богов (кумиров и истуканов): «Не делай себе кумира и никакого изображения ., не поклоняйся им, не служи им .». Третья заповедь предостерегает против злоупотребления именем Господа: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно .». Четвертая заповедь напоминает, что Яхве, сотворив мир за пять дней, в шестой день, т.е. в субботу, отдыхал: «Помни день субботний, чтобы святить его». Остальные шесть заповедей посвящены нравственности, они определяют нормы поведения израильтян в повседневной жизни. Пятая заповедь требует почтительного отношения к родителям: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе». Шестая заповедь в категорической форме требует: «Не убивай». Седьмая заповедь против блуда: «Не прелюбодействуй». «Не кради» – приказывает восьмая заповедь. Девятая – против лжесвидетельства: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». Десятая заповедь направлена против недостойных желаний: «Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его – ничего, что у ближнего твоего» (Исход, 20, 1–17). Принципы, изложенные в десяти заповедях Моисея, до сих пор не утратили своего нравственного значения. В прошлом же, многократно усиленные непререкаемым престижем Библии, они играли огромную воспитательную роль среди приверженцев иудаизма и христианства.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Развитие учения об обожении у христианских авторов до XI века
Рассмотрев библейские корни учения об обожении, обратимся к тому, как это учение развивалось в христианской традиции до XI века, когда жил прп. Симеон Новый Богослов. Учение об обожении – величайшем божественном даре человеку и цели человеческой жизни – всегда занима ...

В странах Европы.
Наибольшее развитие в Европе приобрели кон­фессиональные Воскресные школы религиозных мень­шинств. В Дании, например, все дети 7-14 лет обязаны были посещать школу и занятия по катехизису. Прихожане т. н. свободных церквей (баптисты, методисты, конгрегационалисты и др ...