Религия и здоровье
Страница 2

В Новозаветное время Иисус Христос выступает фактически как глава медицинской школы. В Евангелие от Луки сказано: «Созвав же двенадцать (апостолов), дал силу и власть над всеми бесами, и врачевать от болезней, и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных». Исцеление больных рассматривалось в раннехристианскую эпоху как первейший долг Церкви. Апостол Павел пишет: «Одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений».

Библия повествует об отказе иудеев употреблять в пищу свинину. В наши дни известно, что этот обычай появился у иудеев и мусульман из опасения заражения трихинеллёзом, личинки которого находятся в свином мясе. В Библии сказано о необходимости обряда обрезания. Жрецы толковали этот обряд как доказательство принадлежности к истинной религии Бога Яхве, признак избранности еврейского народа. Гигиенический смысл обряда обрезания крайней плоти, который евреи заимствовали у египтян, состоит в профилактике воспалительных заболеваний мужских половых органов.

Санитарно-гигиенический свод правил, которые разработал Моисей, был закреплён в книгах Ветхого Завета. Методы и средства лечения несут явный след египетской медицины. Они сохраняют связь с магией, да и врачеванием у евреев так же, как у египтян, занимаются жрецы.

Отголоски прежних верований ещё звучали в представлениях о злых духах, вселяющихся в человека, но основным распорядителем здоровья, жизни и смерти евреев предстает Господь Бог. Болезнь могла возникнуть с Божьего попущения или соизволения через посредство нечистой силы: «И отошёл сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его и по самое темя его». Поскольку болезни посылались как кара за грехи, то и исцелить от них мог только Господь: «Я, Иегова, твой врач!». А соответственно и терапия вначале сводилась исключительно к мольбам об исцелении, которые могли быть услышаны и признаны достойными внимания, о чём свидетельствовало выздоровление больного, или, напротив, могли оказаться недостаточными, и человек превращался в тяжелого хроника или умирал. Исцеление всегда воспринималось как свидетельство прощения грешника: «И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его, и они стали рождать».

Проблемы, связанные с пьянством и алкоголизмом, совсем не новы на нашей земле. Они заботили ещё израильтян. Отражено это и в Библии. «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного». Пьяный человек забывает о приличиях – его глаза «будут смотреть на чужих жён, и сердце его заговорит развратное». Дочери Лота напоили своего отца и вступили с ним в интимные отношения, чтобы забеременеть – надо полагать, что трезвый он не пошёл бы на эту противоестественную связь.

В период религиозно-нравственного упадка всё шире стала проявляться склонность к пьянству, соответственно усилилось и осуждение этого порока, влекущего за собой болезни, нищету, нарушение норм морали, правил общежития и законов. «Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом, потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище», – наставляет отец своего сына. «Работник, склонный к пьянству, не обогатится, и ни во что ставящий малое, мало-помалу придёт в упадок. Вино и женщины развратят разумных». Неоднократно говорится в Библии о недопустимости решать в нетрезвом виде серьёзные дела, отправлять государственные обязанности: «И сказал Господь Аарону, говоря: вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания . чтобы не умереть». Мать царя Лемуила предостерегает его от соблазна: «Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям – сикеру (крепкий напиток), иначе они, напившись, забудут устав и извратят закон в отношении страдальцев». «Горе тем, которые с утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином, – угрожает пророк Исайя. – Горе тем, которые храбры, пить вино . За то, как огонь съедает солому, и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесётся, как прах».

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Распространение и внедрение христианства
Процесс распространения и внедрения в народные массы Сибири и Севера православного христианства составлял одну из важнейших сторон колониальной политики самодержавия. Христианизации населения этого региона политики придавали приоритетное значение как средству ассимиля ...

Значение зороастризма
Зороастризм как религиозная доктрина древнего мира занимает особое место в истории религий. Несмотря на отчетливо выраженный дуалистический характер доктрины, к которому сводится вся квинтэссенция древнеиранских религий, значение зороастризма состоит, во-первых, в выд ...