Священные тексты
Говоря о священных текстах зороастрийцев, следует, прежде всего, упомянуть самый ранний и основной источник по религии древних персов – Авесту (“Знание”). Она представляет собой огромный сложный комплекс священных текстов, изначально передававшихся в устной форме; в середине I тыс. до н.э. они были записаны. История изучения Авесты начинается в XVIII в., когда к европейцам попали её списки. Однако прочесть их сразу не удалось. Французский учёный Анкетиль Дюперон в 1775 г. отправился в Индию к последователям зороастризма и прожил среди них 13 лет. Спустя многие годы ему удалось собрать книги, составляющие Авесту, а также открыть ключ к её чтению и переводу. С тех пор её тексты стали известны европейцам. Переводом и изучением Авесты занимались выдающиеся русские востоковеды – Б.А.Тураев, В.В.Струве и др.
Структура Авесты представлена 11 разделами: Гаты (Песнопения), Ясна (Книга ритуала), Яшта (Книга гимнов), Вендидад (Кодекс против дэвов), Висперад (Книга обо всех высших существах), Нийайишн (Молитвы), Гах (Молитвы), Хорд (Ежедневные молитвы), Хадохт Наск (Книга писаний), Аокмаэга (Мы принимаем), Нирангистан (Правила культа). Предполагается, что изначально Авеста состояла из 21 книги, но до нас дошли лишь отрывочные фрагменты.
Авторство текстов Авесты приписывается Заратустре, однако В.А.Кулаков полагает, что «…скорее всего, он написал только ее поздние части, где подробно изложено учение зороастризма».[6, с.103]
Авеста написана на мертвом авестийском языке, который относится к иранской группе индоевропейской семьи языков; у зороастрийцев он используется для богослужения.
В связи с этим О.М.Чунакова полагает, что «…тексты Авесты…, которые зачитывают наизусть жрецы при богослужении, являются тяжелыми для понимания и написаны на древнем пехлевийском языке. Но это придает некую мистичность и таинственность обрядам, делает их сакральными и возвеличенными». [7, с.82]
А вот как характеризует Авесту И.В.Рак: «Как и большинство священных писаний "мифологического периода" истории, Авеста имела энциклопедический характер и выражала собой полный комплекс представлений древних персов о мире. Самая древняя ее часть – Ясна представляет собой гимны и молитвы многочисленным богам – гаты. По языку и содержанию они очень напоминают тексты древнеарийских Вед. Это очень существенное наблюдение, оно позволяет сделать вывод об общих корнях авестийской и ведической религий…Отголоски авестийских преданий сохранились в греческих, латинских, арабских и древнеармянских источниках». [2, с.36]
К другим значительным зороастрийским произведениям относятся также Зенд (Толкование Авесты), Бундахишн (Первотворение), Денкарт (Деяние веры), Сборник жреца Затспрама, Датисан-и-Диник жреца Манушчехра, Шканд-Гуманик Вичар (Полное истребление всех сомнений), Намак (Книга), Датисан-и Менок-и Храт. Почти все они созданы в IX веке на языке пехлеви.
Другое по теме:
Личность в Церкви. Домостроительство Святого Духа
Св. Ириней, св. Афанасий, св. Григорий Богослов, св. Григорий Нисский, св. Василий Великий говорят, что человек есть тварь, получившая повеление стать богом. Это повеление, обращенное к человеческой свободе, не есть принуждение.
В призыве к богоподобию выражается сущ ...
Р.Мертон о латентных функциях религии
Кратко: Мертон отмечал, что многие сторонники функционализма склонны абсолютизировать очевидные интегративные последствия религии и не замечать возможные дизинтегративные последствия в известных типах социальных систем Мертон выдвинул программу создания теорий «средне ...