Место культа в зороастризме
Согласно В.А.Кулакову, «…культ занимает в зороастризме отнюдь не главное место, но в то же время он очень интересен, загадочен и абсолютно неповторим в истории религий. Управляли культом жрецы-маги, которые, видимо, не составляли (как в Индии) замкнутой касты. Но, если человек совершал священные действия, не будучи жрецом, он мог быть подвергнут посажению на кол или сдиранию кожи». [6, с.114]
Мы рассмотрим два основных культа в зороастризме – культ огня и культ чистоты.
Что касается культа огня, то огнепоклонничество являлось стержнем религии древних персов. Храмов у них первоначально не было, они возникли в более поздний период. Священный огонь горел в специально приспособленном жертвеннике, который находился в абсолютно темном помещении. Никто не мог касаться священного огня, поэтому жрецы носили перчатки на руках и повязку на рту, чтобы не касаться огня дыханием. Дрова из деревьев ароматических пород подкладывались в огонь специальными щипцами. Огонь мог считаться осквернённым, если на него попадала убежавшая из горшка пища.
Кроме поклонения огню зороастрийцы практиковали также омовение в специальных бассейнах, жертвенное срезание ветвей с деревьев и ритуальное питье напитка из сока хаомы (сомы), смешанного с молоком.
Также большое внимание уделялось культу чистоты. Грязным считалось всё, что было связано со смертью. С этим, в частности, связан неповторимый обряд погребения зороастрийцев.
После того, как человек умер, в комнату, где лежал труп, вводили собаку, чтобы изгнать злые силы, а затем очищали помещение с помощью огня, причём пламя не должно было располагаться ближе трёх шагов к покойнику. Затем специально подготовленные носильщики, которые потом до конца своей жизни считались нечистыми, переносили труп к так называемым «башням молчания», или дакмам. Там тело оставляли для воздействия ветра, дождя и солнца, а дакму спустя несколько лет разрушали. Таким образом, мертвец не соприкасался ни с одной из «чистых» стихий. Однако такое отношение к телу вовсе не означает, что родственники умершего не заботились о его душе.
Другое по теме:
Религиозные организации. Типы религиозных организаций
Третье направление в истолковании приоритетов между элементами религиозного комплекса связано с развитием социологии религии. Социологи подчеркивают, что религиозная культовая система — это прежде всего система коллективных действий. Коллективные же действия не могут ...
Декларация об отношениях Церкви и нехристианских религий
Декларация Nostra aetate явилась весьма важным документом не только для нового истолкования экумнизма, но и для понимания отношений между Католической Церковью и иудаизмом. Еще в сентябре 1960 г. Папа Иоанн XXIII поручил кардиналу Беа, председателю Секретариата христи ...