Образ Заратуштры в книге Ф.Ницше «Так говорил Заратустра»Страница 2
Его больше не удовлетворяет мысль о "Вечном возврате"; он не хочет жить пленником слепой природы, его, наоборот, покоряет идея о Сверхчеловеке; в нем он видит принцип действия, надежду спасения.
В чем заключается смысл этой идеи? Это символ или реальная действительность? Иллюзия или надежда? Трудно ответить на эти вопросы. У Ницше чрезвычайно подвижный и восприимчивый ум; мощный порыв его вдохновения не дает ему ни времени, ни силы доводить свою мысль до конца; и он иногда не может ясно осмыслить волнующих его идей, и сам толкует их по-разному. Иногда Сверхчеловек представляется ему вполне возможной действительностью, но иногда кажется, что он пренебрегает всяким точным изложением своей мысли и его идея делается тогда только лирической фантазией, которою он забавляется для того, чтобы возбудить низшие слои человечества. Но это иллюзия и иллюзия полезная, благотворная».[15]
Следует также отметить, что работа над созданием книги была крайне тяжела для Ницше, особенно в моральном плане. В моменты отчаяния он спорил сам с собой прямо на страницах своих рукописей. В такие моменты он призывал на помощь своего героя – Заратустру.
Каким же предстаёт перед нами Заратустра в книге и почему Ницше хочет показать его нам именно таким?
Прежде всего, хотелось бы отметить, что в своём произведении Ницше полностью отождествляет себя с Заратуштрой, он как бы сливается с ним. По сути, через уста Заратуштры Ницше доводит до читателя свои грандиозные идеи и замыслы, нимало не заботясь о том, что сам Заратуштра эти идеи, вероятно, и не поддерживал. В этой проекции Ницше предстаёт перед нами в качестве некоего божества, а Заратустра играет самую подходящую для него роль – роль пророка.
Эту же мысль высказывает Л.З.Немировская, описывая упоминаемые в книге три превращения духа: «Устами Заратустры три превращения духа в человеке выделяет Ницше: "как дух становится верблюдом, львом верблюд и, наконец, ребенком становится лев". Прежде всего, на пути достижения свободы духа необходимо познать тяжесть, трудное, чтобы преодолеть свою слабость. "Не значит ли это: унизиться, чтобы заставить страдать свое высокомерие? Все самое трудное берет на себя выносливый дух, подобно навьюченному верблюду . спешит и он в свою пустыню". [13, с.64]
Таким образом, мы видим, что, создавая своё произведение, Ницше по каким-то причинам не захотел высказывать свои идеи от своего лица. Ему нужен был некий персонаж, который бы делал это за него, а сам Ницше тем временем как бы оставался в тени, но, тем не менее, незримо присутствовал. Таким персонажем и стал Заратустра. А может быть, именно Заратустра смог стать тем связующим звеном между задумкой и реализацией произведения Ницше, которого так не хватало ему для выражения своей, по сути, уже созревшей концепции Сверхчеловека? Возможно ли, что на месте Заратустры мог оказаться любой другой загадочный персонаж? Так или иначе, совершенно очевидно одно: образ Заратуштры так удачно вошёл в общую композицию произведения, что не только выполнил поставленную перед ним задачу, но и стал неразрывно связан с концепцией Ницше о Сверхчеловеке.
А теперь подведём основные итоги данного исследования в Заключении.
Другое по теме:
Понятие и характерны черты мусульманского права.
Мусульманское право – одна из самостоятельных правовых систем современности, которая является частью мировой правовой культуры. Мусульманское право возникло как часть шариата. Шариат – это совокупность обращенных к людям обязательных норм.
Данное понятие используется ...
Возникновение и этапы развития
Представления древних евреев о Едином Боге складывались в течение длительного исторического периода (ХIХ - II вв. до н. э.), получившего название библейского и включавшего в себя эпоху патриархов
(праотцов) еврейского народа. Как повествует предание, самым первым иуд ...