Фараби: «доказательство необходимого существования»

Материалы » Анализ космологического аргумента существования Бога » Фараби: «доказательство необходимого существования»

Арабские и иудейские философы Средневековья оказали свое влияние на позднейшие христианские формы космологического доказательства. Мусульманский мыслитель Фараби (870-950) заложил краеугольный камень будущих схоластических доказательств, проведя различие между понятиями сущности и существования.

Аристотель проводил различие между тем, что есть вещь, и тем, что она есть. Но Фараби сформулировал это как различие между сущностью вещи и ее существованием. На такое различие опирается доказательство существования Бога. В ходе рассуждений выдвигается концепция «возможных существ», сущность которых отличается от их существования. Эти существа «не обязаны» существовать. Некогда они и не существовали, так как свойство существования не содержится в их сущности. Можно сказать, что их бытие «случайно», а не «сущностно»[4].

Такие существа должны получать существование от других существ. Те существа - причина первых - тоже могут иметь свою причину. Но в начале цепочки причин должно быть некое существо, не имеющее причины. Эта Первая причина должна быть «сущностным» существом, чья сущность состоит в том, чтобы существовать. Только существованием такого Необходимого Существа объясняется существование всех случайных существ.

С философской точки зрения, коль скоро есть такие существа, сущность которых сводится к тому, чтобы не существовать, то должно быть Существо, сущность Которого - существовать. Возможные существа не возможны, если нет Необходимого Существа, от которого они могут получить свое существование. А поскольку существо не может дать существование другому, если в собственном существовании зависит от другого, должно быть Существо, существование Которого не дано ему чем-то другим, но Которое дает существование всем прочим.


Другое по теме:

Апостольский век
I век обычно называют апостольским. По преданию, в течение 12 лет после Пятидесятницы апостолы оставались в окрестностях Иерусалима, а затем отправились на всемирную проповедь. После разрушения Иерусалима значение церковного центра переходит к столице империи — Риму, ...

Начало пастырского служения
10 декабря 1855 года состоялось рукоположение Иоанна Сергиева во диакона, а через два дня во иерея. Молодой священник был направлен для постоянного служения в Андреевский собор в городе Кронштадте, на место своего покойного тестя протоиерея Константина Несвицкого. Нач ...