Христианство в России
Страница 2

Помимо этого, в мире есть области, где кончаются проблемы и начинаются тайны: это сфера трансцендентного. И мудрый человек может смириться с этим, а для смирения нужно мужество, выражающееся в готовности признать и принять, что далеко не все зависит от нас. Мы вынуждены смириться и принять конечность нашего земного бытия в мире, нашу доступность страданиям и пр.

В этом случае в философии возникает понятие бытия человека, экзистенции, появляется поиск смысла жизни, возникает понятие абсурда. Отсюда возникает основной вывод в религии с точки зрения философии и познания ее научно – вера сама по себе не является заслугой, а отсутствие веры или сомнение в ней сами по себе не являются виной: это дело совести каждого. Важнее всего в религиозной вере – это поведение. Именно оно определяет принадлежность человека к религии и ее восприятие сознанием.

Принятие христианства и Крещение Руси заняло длительное время. На Северо-востоке обращение населения в христианство завершилось лишь к концу XI в. Крещение не раз встречало сопротивление, что логично, потому что язычество было частью культуры славян, основой их быта и жизнедеятельности.

Многие древние славянские верования вошли на Руси в христианский канон. Громовержец Перун стал Ильей-пророком, Велес – Св. Власием, праздник Купалы превратился в день св. Иоанна Крестителя, масленичные блины являются напоминанием о языческом поклонении Солнцу. Все это свидетельствует о том, что религия насаждалась сверху, властью и в короткое время, не имеющего адаптационного периода.

Тем не менее, сохранилась вера в низшие божества – леших, домовых, русалок и тому подобное. Однако все это – лишь напоминание о том, что «русский народ крещен, но не просвещен», как говорили в народе.

Итак, если поставить вопрос, что в большей степени определяло мировоззрение древнерусского общества – язычество или христианство, то можно, не боясь преувеличений, сказать: язычество. Данный ответ обусловлен существованием на Руси XI XII столетий оязыченного христианства, то есть «двоеверия», с одной стороны, и чистого язычества – с другой. Наличие последнего объясняется тем, что население Древней Руси не было сплошь охвачено крещением и какая то часть его оставалась в язычестве, которое, впрочем, утратило свой прежний официальный характер, в результате чего массовые публичные моления верховным богам Роду, Перуну, Дажбогу, Велесу и прочим превратились в частные, ограниченные отдельным домом и семьей, свершаемые скрытно «под овином». Но тем не менее эти моления продолжались. И только позднее, на протяжении второй половины XIII, XIV и XV столетий, когда христианство окончательно утвердилось на Руси и все русские люди стали (во всяком случае, формально) христианами, язычество как самостоятельное вероисповедание отошло в прошлое. Сохранилось лишь являвшееся смесью христианства с язычеством «двоеверие», из которого впоследствии и выросло современное русское православие. Да и стоит ли убирать эти прочно вошедшие в культуру традиции, которые соблюдали наши предки издавна. Они не делают русского человека язычником, вместе с тем, помогая ему сохранить самобытность русского менталитета и культурную целостность. С другой стороны, принятие христианства открывало все новые возможности в общественной и политической жизни русского государства.

В соответствии с российским законом о религии 1997 года, Московская Патриархия обязана уважать историческое язычество, для этого, в частности, этот закон и создавался. В соответствии с православной верой, однако, Русская Православная Церковь должна была бы поступать прямо противоположно.

В преамбуле закона 1997 года говорится, что религии, «составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России» заслуживают соответствующего уважения. Официальные комментарии к закону определяют, что такие религии включают «древние языческие культы, сохранившиеся или возрождающиеся в республиках Коми, Марий Эл, Удмуртии, Чувашии, на Чукотке и в ряде других субъектов Российской Федерации»[4].

Принятие христианства способствовало расцвету материальной культуры. Религия требовала определенного оформления. Стали развиваться иконопись, фреска, мозаика, каменная и кирпичная кладка – все это пришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства.

С христианством пришла и письменность на славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием. Следствием распространения церковных книг стало обучение грамотности при церквях и монастырях.

Принятие христианства также повлияло на нравы и мораль, т. к. церковь запрещала жертвоприношения, боролась с работорговлей, стремилась ограничить рабство. Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующим в языческом мировоззрении.

Христианство повлияло и на укрепление княжеской власти. Церковь внушала подданным необходимость беспрекословного повиновения, а князьям – сознание своей высокой ответственности. В последствии утвердилось понятие помазанника божия, коим представлялся глава монархического российского государства. Стоит отметить, что при этом церковь сохраняла независимость от государства – не была в подчинении у власти, тем самым показывая обществу, что нет никого выше Бога и религии.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Притча о десяти минах и о талантах (Луки 19:11-28 и Матф. 25:14-30)
Находясь еще в доме Закхея, Господь тут же рассказал притчу о десяти минах, которая имеет много сходства с изложенной у Евангелиста Матфея притчей о талантах. При всем их большом сходстве, есть между этими притчами и существенные различия; притом, как видно из Евангел ...

Секты и Церковь
С точки зрения социологии, у сект есть несколько принципиальных особенностей, отличающих их от церкви: Таблица 1 – Отличие церкви от секты ЦЕРКОВЬ СЕКТА Открыта миру, она преображает мир и человеческую культуру, обогащает и возвышает человека. Противоп ...