Заключение

Первоначальная, или примитивная, мифология есть тот образный, поэтический язык, который употребляли древние народы для пояснения явлений природы. Всё видимое в природе принималось древними за видимый образ божества: земля, небо, солнце, звёзды, горы, вулканы, реки, ручьи, деревья - всё это были божества, историю которых воспевали древние поэты, а образы их изваивались скульпторами. Поэтическим вымыслом древние заменяли научное объяснение непонятных для них явлений природы. И в этом смысле история стоит позади мифологии, но далеко не всегда, ибо большинство мифов о богах и героях и самые образы этих героев суть образы, возникшие силой свободной игры воображения в той мере, в какой свободна игра воображения у поэта и писателя, у художника и мыслителя.

Помимо богов здоровья, покровителей медицины за многие века до нашей эры были известны врачи-хирурги, глазные, зубные, венерологи и др.

Известностью пользовались школы по подготовке врачей и особенно славились школы на Средиземноморском побережье Малой Азии, в Косе.

Так, из школы на острове Кос вышел знаменитый врач Гиппократ - отец медицины, основатель рациональных способов терапии.

Крупнейшим римским врачом был Клавдий Гален из Пергама. Его трактат "О видах пульса" долгое время оставался настольной книгой врачей.

В фармацию вошел связанный с именем Галена метод приготовления лекарств (галеновы препараты).

Вполне естественно. что в истории античной медицины много было и других замечательных имен, оставивших значительный след на многие века.

В эпоху феодального общества, в средние века, возникают высшие медицинские школы типа университетов, создаются крупные больницы и аптеки.

Значительное развитие получила медицина в феодальных мусульманских державах - халифатах. Врачам халифатов принадлежит ряд высказываний о преимуществе предупреждения заболеваний, о гигиене и диете.

Абу-Бакр Ар Рази (Разес) основал крупную больницу в Багдаде, центре халифата, и школу врачей при ней. Из его сочинения "Книга об оспе и кори" известно, что Разес знал о невосприимчивости к повторному заболеванию и применял оспопрививание.

В период расцвета государства Саманидов жили выдающиеся ученые-энциклопедисты врачи Абу Али ибн Сина, известный в Европе под именем Авиценны и Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни.

О замечательной и трудной жизни Авиценны написано много интересных книг. Авиценна (Абу Али Ибн Сина, 980–1037), перс по происхождению, которого часто называли «князем всех врачей», – обладал яркой индивидуальностью и предприимчивым характером. Он был отличным врачом и в своих работах пытался примирить догмы Галена и Аристотеля.

Труды Авиценны знаменуют высшую точку развития арабской медицины, особенно на Востоке.

Чтение и изучение "Канона врачебной науки", величайшего по своему значению и содержанию памятника человеческой культуры, доставит много счастливых минут общения с мыслями Авиценны, великим врачом, мыслителем и ученым.

Бируни был одним из основоположников экспериментального метода и опытной науки. В "Книге о распределении климата" Бируни впервые коснулся вопросов медицинской метеорологии.

В наибольшей степени помогли врачам в правильном лечении больных открытия в строении и функции систем человеческого организма.

Вильяму Гарвею принадлежат заслуги в разработке учения о кровообращении, основанного на фактах и доказательствах. В опытах на животных Гарвей доказал обращение крови в организме по большому и малому кругу.

Эпоху в развитии естествознания и медицины составило значительное усовершенствование микроскопической техники знаменитым голландским естествоиспытателем Антони ван Левенгуком.

Гениальным русским ученым-энциклопедистом был М. В. Ломоносов, один из основоположников современного естествознания, сделавший значительный вклад и в развитие медицины, науки о народонаселении.

М. В. Ломоносов впервые в России говорит о необходимости широких государственных мер для охраны здоровья матери и ребенка.


Другое по теме:

Ассирийская эпоха
В эпоху Ассирийской империи (VIII— VII вв. до н. э.) религиозная система Месопотамии изменилась мало. Ассирийцы не внесли почти ничего нового ни в экономический уклад, ни в культуру. Они лишь заимствовали у покоренного вавилонского населения его высокую культуру, пись ...

Источники
Источниками изучения дохристианских верований славян служат, во-первых, письменные известия, относящиеся к VI—XII вв., во-вторых, археологические памятники, в-третьих, пережитки древних верований и обрядов, сохранившиеся до недавнего времени и описанные в этнографичес ...