Мифология и религия

Строгой разграничительной линии между мифологией и религией нет. Многие историки полагают, что уже самые древние мифы можно считать первой исторической формой религии. Так, Л. Я. Штернберг выделял три ступени развития религии в первобытные времена: 1) вера в одушевленность природы (аниматизм); 2) вера в духов и богов; 3) вера в существование души как особого бестелесного начала, которое может отделяться от тела и сохраняться после его смерти (анимизм)1. Другие историки предпочитают не называть древнюю мифологию религией, полагая, что этого имени заслуживают только развернутые и систематизированные мифологические системы.

О древнеегипетской и древнегреческой мифологии нередко говорят как о религии древних египтян и греков. Вместе с тем некоторые исследователи утверждают, что подлинная религия возникает только тогда, когда появляется вера в единого, единственного Бога-творца, создателя мироздания (единобожие, или монотеизм). В европейской научной традиции мифологические верования в существование многих богов (многобожие, или политеизм) чаще всего характеризуют как примитивную, языческую религию. Т. Гоббс, один из крупнейших философов Нового времени, считал, что различие между религией и мифологией относительно и зависит от того, какие верования получают государственное признание: «Страх перед неведомой силой, придуманной умом или воображаемой на основании выдумок, допущенных государством, называется религией, не допущенных — суеверием»[6]. Как бы то ни было, несомненным остается одно: религия исторически вырастает из мифологии и сохраняет в себе многие ее черты. В достаточно развитом обществе она отделяется от мифологических верований и становится самостоятельной и весьма значимой культурной формой. Мифы продолжают жить во всякой культуре, ни получившая признание в обществе религия, как правило, противопоставляет себя им и осуждает их как «суеверие». Так, православная церковь в нашей стране неодобрительно относится к деятельности колдунов, шаманов и разных «народных целителей», которые «общаются» с духами, «астральными телами», «космическими силами» и «снимают порчу» с помощью заговорим (хотя сами эти «маги» и «волшебницы» зачастую, наоборот, стараются всячески подчеркнуть, что они воюют с «нечистой силой», опираясь на истинно православную веру).

[1] Эддические мифы — это древние германо-скандинавские песни и сказания, которые были записаны в Исландии в XIII в. и опубликованы тогда же в двух сборниках: «Старшая Эдда» (рус. пер.: Старшая Эдда, древиеисландские песни о богах и героях.М.; Л., 1963) и «Младшая Эдда» (рус. пер.: Младшая Эдда. Л., 1970).

[2] Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. Л., 1930. С. 54.

[3] Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. С. 48-49.

[4] Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. С. 45.

[5] Касавин И. Т., Сокулер 3. А. Рациональность в познании и практике. М., 1989. С. 69-70.

[6] Гоббс Т. Избр. произв.: В 2 т. Т. 2. М., 1964. С. 90.


Другое по теме:

Католицизм. Каковы основные характеристики католицизма? (время, место возникновения, география современного распространения, численность, история возникновения).
Наиболее крупной, самой массовой разновидностью христианства является католицизм. Согласно данным ООН приверженцами католицизма являются более 900 миллионов человек, что составляет более 18% всех жителей планеты. Это намного превышает число последователей других напра ...

Елеосвящение (соборование)
Елеосвящение - таинство исцеления и помазания тела елеем. Его цель- ввести человека в жизнь Царства Божия. Елеосвящение проходит для того, чтобы помочь человеку в болезнях и скорбях, чтобы сделать человека учеником, исповедником, свидетелем Христа, чтобы и он увидел н ...