Церковь как божественное установление и социальная организация

Материалы » Гонения на церкви в ранний период » Церковь как божественное установление и социальная организация

В конце І – начале ІІ века н.э. на территории Римской империи под влиянием целого ряда социокультурных факторов начинают появляться и распространяться христианские общины. Постепенно по мере выработки единого вероучения и создания организационных форм взаимодействия, формируется христианская церковь как организация, объединяющая на основе общего вероучения и культа приверженцев нового учения и священнослужителей.

Согласно христианскому богословию, церковь – это не историческая организация, а мистическое образование, земная телесная форма существования Иисуса Христа. Эту идею особенно развивал апостол Павел, сравнивая церковь с человеческим организмом, объединяющим различные органы, многие из которых служат совершенно определенным целям, но каждый приносит благо всему человеческому организму.

Как утверждает крупнейший русский религиозный философ В.С. Соловьев: «Церковь есть тело Христово не в смысле метафоры, а в смысле метафизической формулы. Множественность отдельных людей, из которых слагается церковь, образуют единую общность, в которой благодатно проявляется действие Духа Божия».

Факт, что церковь является социальной организацией, признают и православные богословы и католические теологи, но для них важнее, что она является трансцендентным образованием. Социология религии утверждает, что формирование христианской церкви как организации подчиняется всем закономерностям институционализации культовых систем.

Отправным моментом этого процесса послужил тот факт, что в конце І начале ІІ второго века н.э. в разлагающемся античном обществе появилась первая религиозная культовая система, послужившая основой для образования специфической специальной группы единоверцев – христиан. Представители этой социальной группы в мировоззренческом отношении противопоставляли себя другим социальным группам Римского общества. Мировоззренческие различия, связанные с особым пониманием устройства мироздания, места и цели в этом мироздании человека, и привели к размежеванию с представителями других мировоззренческих систем и к консолидации представителей новой религии.

Раннехристианские общины не представляли собой церковной организации. Превращение культового сообщества в религиозную организацию совершается тогда, когда в его рамках образуется устойчивая прослойка служителей культа с закрепленным социальным статусом; вырабатывается единое вероучение, носящее нормативный характер; происходит выполнение определенных социальных функций, как по отношению членов данной организации, так и более широких социальных образований, в том числе и государства.

Таким образом, христианская церковь это – как бы живое существо, имеющее божественные свойства вечности, неразрешимости, нетления, святости, непогрешимости, и в тоже время – специфическая социальная организация, представляющую собой исторически сложившуюся систему власти и управления поведением и деятельностью людей, внутри которой постепенно складывалось определенное разделение труда, дифференциация функций и ролей.

Параллельно со становлением общего для всех христианских организаций вероучения шел процесс изменения социального статуса христианских общин. Как свидетельствуют исторические источники христианство в первые три века своего существования было гонимой религией.


Другое по теме:

Античные представления о человеке
Интересен исторический путь возникновения представлений человека о себе как о личности. И ключевым моментом на этом пути является Боговоплощение. До этого попытки античной философии мыслить о личности, о свободе человека, были ограничены. Как отмечает А.Ф. Лосев, древ ...

Первенство любви
Неплюев Н.Н. объясняет, почему в христианской гармонии духа именно любовь должна первенствовать над разумом и ощущениями. Отталкиваясь от Священного Писания, Неплюев Н.Н. строит свои убеждения о высшей категории духа – любви: «Из всех свойств духа Откровение настойчив ...