Формирование даосизма как одного из учений. Становление современного даосизма

Материалы » Религия Китая. Даосизм » Формирование даосизма как одного из учений. Становление современного даосизма

Даосизм зародился в Китае в VI – V веке до н.э. Входит в Сань цзяо – одну из трех главных религий Китая. Основателем даосизма считается Лао-цзы Важнейшие каноны даосского учения изложены в книге последователей Лао-цзы «Дао дэ цзин»

Начиная с правления династии Восточная Хань, во II в.н.э., складывается даосский пантеон божеств, причем одним из главных божеств объявляется Лао-цзы. В этот период даосизм формируется как религиозная система. При императоре Шуньди (династия Восточная Хань) (125–144 г.н.э.) особой популярностью пользовался проповедник Чжан Лин (34–156 г.н.э.), основавший секту «Удоуми дао» («Путь пяти мер риса»). Приверженцы секты почитали Лао-цзы как великого учителя.

При императоре Линди (династия Восточная Хань) (167–189 г.н.э.) Чжан Цзяо основал новую даосскую секту «Тайпин дао» («Путь великого спокойствия»), священным каноном которой стало сочинение «Тайпин цинлиншу».

В 184 году в Китае произошло восстание желтых повязок, которое возглавил Чжан Цзяо. В восстании приняли участие и сторонники «Удоуми дао».

В период Южных и Северных династий (IV – VI век н.э.) в даосизме произошло деление на две основные ветви: «Путь северных небесных наставников» и «Путь южных небесных наставников»

При императоре Сюаньцзуне (712 – 756 г.н.э.) династии Тан (618 – 906 г.н.э.) даосизм принял формы государственной религии. Даосские сочинения «Лаоцзы», «Чжуанцзы», «Лецзы» стали именоваться «истинными канонами», в каждом округе обязательно должен был быть построен даосский храм.

Император Чженьцзун (998 – 1022 г.н.э.) из династии Сун приказал собрать и отредактировать новый «Дао цзан» – даосский канон.

На формирование даосизма как религиозной системы большое влияние оказал буддизм, проникший в Китай из Индии в начале н.э. и достигший там своего наивысшего развития в VI – X веках. Именно в этот период произошло формирование даосского монашества.

В период правления монгольской династии Юань (1279 – 1367) даосизм претерпевал определенные трудности. Был уничтожен ряд даосских сочинений.

Когда китайский престол заняла национальная династия Мин (1368 – 1644) даосизм вновь возродился, однако при следующей манчжурской династии Цин (1644 – 1911) даосизм постепенно перестал играть особо важную роль в духовной жизни Китая.

Название «Дао» предположительно происходит от наименования одной из древних китайских шаманских практик – «гуй дао».

В 1957 году в Китае была создана Китайская ассоциация последователей даосизма. Главным гуань (даосским монастырем) является пекинский монастырь Байюнь гуань (монастырь Белых облаков).

К XX веку влияние даосизма постепенно уменьшалось. Точное число приверженцев даосизма неизвестно, по приблизительной оценке к концу XX века наиболее активных даосов насчитывалось около 20 миллионов человек.

Важнейшим положением даосизма является понятие «дао». Кроме того, важной концепцией является понятие «увэй» (недеяние).

Краеугольным камнем в даосизме является учение о бессмертии. Учение основано на мифологических образах и не совпадает с концепциями Лао-цзы и Чжуан Цзы. В отличие от воззрений основоположников даосизма, которые рассматривали смерть как естественное проявление природного цикла перемен, уже в эпохи Цинь (221 – 207 г. до н.э.) и Хань (206 – 220 г.н.э.) в даосизме начинается проповедь идеи бессмертия.

В соответствии с идеей о бессмертии, одними из основных занятий служителей даосского культа стали занятия медициной, алхимией и магией. Даосские трактаты содержат подробные описания способов изготовления эликсира бессмертия. Считается, что достижению бессмертия способствуют талисманы, амулеты, магические тексты[6].

В даосизме особое внимание обращается на отправление основных обрядов жизненного цикла: рождение, свадьба, похороны.

Важным моментом даосизма является отправление постов: тутаньчжай и хуанлучжай, а также празднованию традиционного Нового года по лунному календарю. Тайно отмечается праздник «Хэ ци», во время которого даосы считают себя полностью свободными от всех половых запретов и ограничений.


Другое по теме:

Происхождение и сущность человека
Целью и предметом подлинно христианского богословия всегда был и остается человек в его связи и отношении с Богом. Как уже было изложено выше, и православие, и католичество, и протестантизм сохраняют основные догматы христианства, прежде всего - представления о сотво ...

Погребальный культ
Тот же классовый смысл получило и характерное, можно сказать, гипертрофированное развитие погребального культа в Египте. Погребения додинастической (то есть доклассовой) эпохи в Египте ничем особенным не выделяются из числа аналогичных памятников в других странах: пок ...